главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Исраэль Меир ха-Кохен. Электронная еврейская энциклопедия

Исраэль Меир ха-Кохен

КЕЭ, том 3, кол. 921–922
Опубликовано: 1986

ИСРАЭ́ЛЬ МЕИ́Р ХА-КОХЕ́Н (Каган, настоящая фамилия Пупко; известен главным образом как Хафец-Хаим, по названию его популярного труда; 1838, Дятлово, Белоруссия, – 1933, Радун, ныне Радунь, Беларусь), моралист и талмудист, один из ведущих галахических авторитетов нового времени (см. Галаха; Ахароним) и наиболее почитаемых руководителей ортодоксального еврейства.

Не будучи родовит, Исраэль Меир ха-Кохен получил традиционное начальное образование в доме родителей, а с 10 до 17 лет учился в одной из иешив Вильно. Уже в молодости прославился широкой эрудицией и богобоязненностью. В 1855 г. поселился в Радуне, женился и, живя на средства небогатого тестя, продолжал изучать Талмуд и раввинистическую литературу. В 1868 г. возглавлял иешиву в Василишках (близ Вильны), а в 1869 г. вернулся в Радун, куда к нему начали стекаться многочисленные ученики и где в том же году образовалась иешива, выросшая в одну из крупнейших в округе и известная как Радунская, или иешива «Хафец-Хаим».

С 1915 г. Исраэль Меир ха-Кохен вместе со многими из учащихся его иешивы жил в разных городках внутренних губерний России. В 1917 г. принимал участие в создании Ахдут, организации ортодоксального русского еврейства. В 1921 г. переехал в Минск, а через некоторое время вторично вернулся в Радун, включенный в пределы Польши. Был одним из основателей Агуддат Исраэль и открыл первый общий съезд партии (Вена, 1923). В 1924 г. по инициативе Исраэля Меира ха-Кохена был создан Ва‘ад ха-иешивот (Комитет иешив) — верховный административный орган иешив в восточных областях Польши.

Исраэль Меир ха-Кохен не занимал должности раввина или других оплачиваемых постов. Многие годы семья Исраэля Меира ха-Кохена жила с доходов от бакалейной лавочки, которую держала его жена, а он помогал ей вести несложную бухгалтерию. Свободное время Исраэль Меир ха-Кохен посвящал трудам по Галахе и этике, религиозному образованию, благотворительным и общественным делам. Скромность Исраэля Меир ха-Кохена и его строгое следование учению, которое он проповедовал, принесли ему всеобщее уважение, особенно в среде митнагдим.

Первым из трудов Исраэля Меира ха-Кохена (всего — 21) была опубликованная им анонимно книга «Хафец-Хаим» («Жизнелюб», 1873; ср. Пс. 34:13,14), посвященная детальному обсуждению греховности злоязычия. На ту же тему написана и его «Шмират ха-лашон» («Воздержанность в речи», 1876). В книге «Ахават хесед» («Влечение к благодеянию», 1888) автор исследует основы и детали предписаний о благотворительности. Над своим капитальным и широко популярным трудом «Мишна брура» («Ясное учение», в 6-ти томах, 1884–1907) — толкованием предписаний раздела Орах хаим в своде Шулхан арух — Исраэль Меир ха-Кохен работал 28 лет.

Следует упомянуть произведение «Махане Исраэль» («Стан Израилев», 1881) — руководство по соблюдению предписаний Галахи для солдат-евреев в царской армии. Галахические труды Исраэля Меира ха-Кохена отличает краткость изложения и четкость практических выводов. Установления прослеживаются им до первоисточников. Пилпул, по мнению Исраэля Меира ха-Кохена, является напрасной тратой времени. Его этические сочинения проникнуты искренней богобоязненностью и написаны ясным доступным языком.

Зарождение движения Ховевей Цион и первые попытки заселения Эрец-Исраэль евреями были восприняты Исраэлем Меиром ха-Кохеном как знамение наступления эры киббуц галуйот, за которым последует пришествие Мессии. Исходя из этого, он усердно занялся разработкой предписаний, относящихся к Храму и жертвоприношениям («Ликкутей халахот» — «Изборник законов», в 4-х томах, 1900–1918; «Асефат зкеним» — «Собрание старейшин», в 3-х томах, 1902–25).

Вера в пришествие Мессии и скорое восстановление Иерусалимского храма стала главным импульсом духовной жизни Исраэля Меира ха-Кохена. Вместе с тем он отмежевывался от сионистского движения (см. Сионизм) и сурово осуждал секулярный образ жизни нового ишува, в частности — его систему светского образования. В старости Исраэль Меир ха-Кохен несколько раз пытался переселиться в Эрец-Исраэль, но осуществить это намерение не смог.

В честь Исраэля Меира ха-Кохена назван киббуц Хафец-Хаим, основанный членами течения По‘алей агуддат Исраэль. То же название присвоено ряду иешив и религиозных учреждений как в Израиле, так и в разных странах диаспоры.

 ИУДАИЗМ > Раввинистические авторитеты
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Исраэль бетену исру-хаг следующая статья по алфавиту