главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Кузьковский Иосеф. Электронная еврейская энциклопедия

Кузьковский Иосеф

КЕЭ, том 4, кол. 617–618
Опубликовано: 1988
Обновлено: 14.08.2004

КУЗЬКО́ВСКИЙ Иосеф (1902, Могилев, – 1970, Петах-Тиква), еврейский художник. Рисовать начал в раннем детстве. Недолго посещал хедер, служил в лавке «зазывалой», работал в мастерской вывесок и маляром. В 1918 г. вступил добровольцем в Красную армию, на фронте заболел тифом, по выходе из госпиталя поселился в Киеве. В 1927–29 гг. учился в Киевском художественном институте, в 1929–39 гг. работал художником кино и кинорекламы.

Первая большая работа Кузьковского маслом «Встреча» (1940, спортивные состязания между казацким и еврейским колхозами на Кубани) сгорела при бомбежке нацистами Киева в первые дни войны. В 1941–45 гг. Кузьковский жил в Узбекистане, писал так называемые тематические картины («Фархадстрой», 1943, Ферганский краеведческий музей), портреты, жанровые сцены о тревожных буднях военных лет («Слушает радио», 1942–43, Музей изобразительных искусств Узбекистана в Ташкенте) и картины на местные сюжеты («Чайханщик», 1942, и другие). Узнав о массовом уничтожении евреев нацистами, Кузьковский сделал в конце 1944 г. – начале 1945 г. ряд эскизов на эту тему («Акция», «Не стреляйте!», «Расстрел», «Куда вы меня ведете?»).

В конце 1945 г. Кузьковский поселился в Риге. Выполняя заказанный ему цикл картин «Лениниана» (1946), иллюстрации к сочинениям Н. Островского, Б. Полевого, В. Катаева, Фриды Вигдоровой, Э. Казакевича, А. Толстого, М. Лермонтова, Л. Толстого, а также панно и портреты Ленина и Сталина для праздничного оформления зданий, Кузьковский одновременно писал монументальную композицию о Бабьем Яре — «В последний путь» (1945–48; другие названия «Если я это забуду...» и «Памяти жертв фашизма»). В этой работе художник стремился воплотить трагизм Катастрофы, горе, гнев и дух непокорности еврейского народа. Это полотно и некоторые линогравюры о жизни и борьбе евреев («Акция», 1962, «Хава нагила» и «Восставшее гетто», 1964, «Мы будем жить!», 1966) художнику удалось включить в экспозиции своих персональных выставок в Риге (1964, 1967), а также в состав передвижных выставок его произведений. Откликом на Шестидневную войну явились пастель Кузьковского «Давид и Голиаф» (1967), на которой поверженный великан был изображен в виде араба, и линогравюра «Транзистор» (1967), оттиски которой разошлись во многих экземплярах среди евреев Риги.

Квартира Кузьковского стала местом встречи национально настроенных евреев города. В августе 1969 г. Кузьковский добился у советских властей разрешения на репатриацию. В Израиле Кузьковский до своей скоропостижной смерти от инфаркта 4 января 1970 г. успел создать пастель «Симхат-Тора в Кфар-Хабаде» (1969), ставший популярным плакат «Шлах эт амми!» («Отпусти народ мой!»), ряд зарисовок с натуры и несколько портретов. На посмертной выставке его произведений в Тель-Авиве (февраль 1970 г.) картина «В последний путь» была приобретена правительством Израиля для постоянного экспонирования в здании Кнесета (почтовая марка с ее воспроизведением в цвете выпущена в 1982 г.). В Тель-Авиве в 1971 г. был издан альбом репродукций с произведениями Кузьковского, а в 1975 г. сборник статей о нем на русском языке (составил Д. Зильберман).

 ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО > Пластические искусства и архитектура
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Кузнец Саймон Куйбышев следующая статья по алфавиту