главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
молитва послетрапезная. Электронная еврейская энциклопедия

молитва послетрапезная

КЕЭ, том 5, кол. 432–433
Опубликовано: 1990

МОЛИ́ТВА ПОСЛЕТРА́ПЕЗНАЯ (בִּרְכַּת הַמָּזוֹן, Биркат ха-мазон), молитва, произносимая после еды, — один из основных обрядов иудаизма. Послетрапезная молитва рассматривается как одно из предписаний Библии: «Когда поешь и насытишься, благослови Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе» (Втор. 8:10).

Если за столом сидят не менее трех мужчин, один из них призывает остальных произнести послетрапезную молитву. Текст этого призыва установлен; он меняется, если мужчин не менее десяти (см. Миньян). Для свадебной трапезы существует особый текст призыва. Полная послетрапезная молитва обязательна только для того, кто съел не менее 30 г хлеба. В ряде общин перед началом послетрапезной молитвы принято читать Псалмы: в будни — 137 и 67, в праздники и субботы — 126 и 87. После чтения Псалмов перед послетрапезной молитвой молящиеся омывают пальцы. Молитва состоит из четырех бенедикций. Первая бенедикция (Биркат ха-зан) — хвала Богу, «питающему весь мир по благости Своей»; вторая — (Биркат ха-арец) — особая благодарность Израиля за «добрую землю», данную ему Богом, за Исход из Египта, за то, что «запечатлел плоть нашу знаком Завета Своего» и за дарование Торы; третья (Боне Иерушалаим, `Строитель Иерусалима` или Нехама, `Утешение`) — просьба к Богу смилостивиться над Израилем и восстановить Иерусалимский храм и царство Давида. К этим трем бенедикциям, составляющим ядро молитвы, была после разрушения Бетара добавлена четвертая (Ха-Тов ве-ха-Метив, `Благой и Благодетельный`) — благодарность за милость Бога и мольба о даровании «жизни, мира и всякого блага». Далее следует ряд обращений, начинающихся словом Ха-Рахаман (`Милосердный`), например: «Милосердный, да сокрушит Он ярмо грехов на шее нашей и даст нам идти стойко в страну блаженства нашего». Имеется также мольба за родителей и семью и о том, чтобы Милосердный помог «быть достойными дней Мессии и жизни вечной». Первоначально составленная для выражения индивидуальных просьб, серия таких молений стала впоследствии стандартной. Число их разнится в различных ритуалах: девять в ашкеназских (см. Ашкеназы) и до 15 в сефардских (см. Сефарды).

В наше время текст послетрапезной молитвы издается большими тиражами на отдельном листке (так называемый «Биркон»), помещаемом на столах ресторанов и кафе, в которых строго соблюдаются правила кашрута.

Завершающее благословение (בְּרָכָה אַחֲרוֹנָה, Браха ахарона) — короткая послетрапезная молитва, произносимая после трапезы, не содержащей хлеба. Существует четыре разновидности такой молитвы: 1) после мучных изделий; 2) после виноградного вина и сока; 3) после определенных плодов (винограда, инжира, гранатов, маслин, фиников) и 4) после другой пищи.

 ИУДАИЗМ > Литургия. Молитвенники
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту молитва молитвенник следующая статья по алфавиту