главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Невахович Иехуда Лейб бен Ноах. Электронная еврейская энциклопедия

Невахович Иехуда Лейб бен Ноах

КЕЭ, том 5, кол. 669–670
Опубликовано: 1990
Обновлено: 31.03.2015

НЕВАХО́ВИЧ Иехуда Лейб бен Ноах (Лев Николаевич, 1776; Подолия, ныне Хмельницкая область, Украина, – 1831, Петербург), первый русско-еврейский публицист, русский драматург и философа, а также крупный предприниматель и коммерсант. Получив в родительском доме еврейское традиционное образование, Невахович переехал в дом богатой жены в Звягель (Новоград-Волынский), где продолжил учебу и усовершенствовался в русском языке, работая секретарем кагала. В середине 1790-х гг. оставил семью и переехал в Шклов, главный центр Хаскалы в России. Здесь он сблизился с кружком Иехошуа Цейтлина (1742–1822).

Один из ранних последователей М. Мендельсона в России, Невахович в конце 18 в. поселился в Петербурге, куда приехал со своим бывшим учеником, откупщиком и корабельным подрядчиком А. Перетцем. Невахович владел несколькими языками (русским и немецким — в совершенстве), перевел с иврита письменные материалы, связанные с арестами рабби Шнеура Залмана из Ляд в 1798 г. и 1800 г. Видимо, Невахович был тем единственным евреем, которого в 1797 г. приняла в свои члены одна из петербургских масонских лож (см. Масоны). В 1802–1803 гг. Невахович активно участвовал в обсуждении законодательства о евреях России, которое вырабатывал Еврейский комитет (см. Россия. Евреи России в первой половине 19 в. Правовое и социально-экономическое положение евреев до войны 1812 г.). С целью воздействовать на просвещенное русское общество Невахович опубликовал книгу «Вопль дщери иудейской» (СПб., 1803), которую посвятил министру внутренних дел и члену комитета В. Кочубею, а изданную в Шклове в 1804 г. авторскую переработку этой книги на иврите («Кол шав‘ат бат Иехуда») посвятил участвовавшим в работе комитета «коммерции советнику» А. Перетцу и «защитнику своего народа» Н. Ноткину. В книгу, помимо «Вопля дщери иудейской», вошли также «Собеседование между Синат-Гадатом (Нетерпимость), Эметом (Истина) и Шалумом (Миролюбие)» и «Чувствование верноподданного на случай учреждения по Высочайшему Его Величества Государя Императора Александра I повелению Комитета о устроении евреев на пользу государственную и их собственную». Невахович стремился вызвать гуманные чувства к лишенным гражданских прав евреям, пытался привить русским взгляд на евреев как на их «соотчичей», выступал против укоренившихся в обществе предрассудков и враждебного отношения к евреям. Невахович доказывал необоснованность обвинений (включавших и кровавый навет) против евреев и иудаизма, законы которого не противоречат законам Российской империи. Невахович отвергал требование о крещении евреев как условии для достижения равноправия. Считая себя русском гражданином и патриотом, Невахович, воспитанный, как и все маскилим, на немецкой литературе, писал лишь по-русски — на «языке более известном и потребительном в моем отечестве». «Вопль дщери иудейской» написан в стиле русского классицизма. Вторая же часть книги, «Собеседование...», по мнению И. (С.) Цинберга, была написана на иврите, и ее русский текст — переводной. Стиль «Собеседования...» и весь его строй находятся под несомненным влиянием «меассефистской» литературы (см. Иврит новая литература. Период Хаскалы; Невахович указан среди подписчиков журнала «Ха-Меассеф» за 1809 г. в качестве секретаря Сената). Сочинение Неваховича (русский и ивритский варианты) знаменовало зарождение литературы Хаскалы среди евреев России. Вероятно, Положение о евреях (1804) отняло у Неваховича надежду на лучшее будущее единоверцев в России, и он больше не писал на еврейские темы.

В 1804 г. Невахович выпустил философское сочинение «Человек в природе. Переписка двух просвещенных друзей» в духе немецкого философа И. Г. Гердера, в котором писал о своей любви к отчизне, несмотря на различие в вероисповеданиях населяющих ее народов и на то, что есть граждане, не признающие в нем брата. В 1804–1806 гг. сотрудничал в журналах И. Мартынова «Северный вестник» и «Лицей», опубликовал в последнем «Примечание на рецензию, касательно опыта российской истории Елагина» (1806 г., отдельное издание); в этой статье Невахович возмущается тем, что русские позволяют иностранцам превратно судить о России и предпочитают иноземное родному. В 1809 г. на сцене Императорского театра в Петербурге была поставлена драма Неваховича «Сулиоты, или Спартанцы XVIII в.» (с посвящением М. Нарышкиной, фаворитке Александра I). Есть сведения, что Невахович написал часть трагедии «Дебора» (1810) князя А. Шаховского, у которого в то время жил.

Около 1806 г. Невахович принял лютеранство (в 1813 г. крестился А. Перетц). Их измена вере отцов (см. отступничество) оттолкнула многих русских евреев от идей Хаскалы даже в самых умеренных формах. В дальнейшем Невахович занимался поставками продовольствия и фуража русской армии в дни войны 1812 г., служил в Варшаве при министерстве финансов Царства Польского в чине титулярного советника, стал одним из зачинателей капиталистической экономики Польши, переводил философские сочинения с немецкого языка. В 1832 г. в Петербурге была поставлена его драма «Меч правосудия».

Сменив вероисповедание и образ жизни, став русским дворянином и польским коммерсантом-миллионером, Невахвич сохранил преданность интересам соплеменников и оказался одним из немногих заступников российских евреев в годы николаевской реакции. Об этом свидетельствует написанный при его решающем участии «Проект о благоустройстве расстроенного положения народа еврейского…» (1829 г.), обнаруженный в Секретном архиве петербургского Третьего отделения. Проект доказательно отрицал расхожие антиеврейские обвинения и предлагал реформирование еврейской жизни с отменой ограничительных мер, предпринятых российским правительством. Проект был отвергнут администрацией Николая І (см. Евреи России в первой половине 19 в. Царствование Николая I).

Сыновья Неваховича — Михаил (1817–50), карикатурист, издатель первого в России юмористического сборника «Ералаш» (СПб., 1846–49); Александр (умер в 1850-х гг.), драматург, заведующий репертуарной частью Императорского театра. Дочь Неваховича, Эмилия Мечникова оказала большое влияние на духовное развитие сыновей — Ильи (см. И. Мечников) и Льва (1838–88), географа и социолога, участвовавшего в 1860-х гг. в итальянской национально-освободительной борьбе во главе с Дж. Гарибальди.

 ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА > Русско-еврейская литература
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту НДИ Невельсон Луиза следующая статья по алфавиту