главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Познань. Электронная еврейская энциклопедия

Познань

КЕЭ, том 6, кол. 579–580
Опубликовано: 1992

ПО́ЗНАНЬ, город в Польше, административный центр Познанского воеводства (в 1793 г. присоединен к Пруссии, в 1807–15 гг. — в составе герцогства Варшавского, с 1815 г. — центр Познанского великого княжества в Пруссии, с 1918 г. — в составе Польского государства, в 1939 г. захвачен Германией, с 1945 г. — в составе Польши). Наиболее ранние свидетельства о проживании евреев в Познани обнаружены в документах последней трети 14 в., в которых сообщается о 50 евреях города, занимавшихся торговлей и ростовщичеством (см. Ссуда денежная). В 1399 г. обвинение евреев в гостии осквернении привело к погрому. Евреи были на два года изгнаны из города. В 15 в. в Познань иммигрировали евреи из Германии и других европейских стран.

Основным занятием евреев Познани к концу 15 в. была розничная торговля. Положение общины упрочилось в 16 в. В 1567 г. в Познани проживало около трех тысяч евреев (50% населения). В 16 в. Познань стала крупнейшим центром еврейства Польши. В городе существовала иешива, раввинами были выдающиеся религиозные авторитеты, «мудрецы из Познани»: Шмуэль Маргалиот, Мордехай бен Аврахам Яффе, Иехуда Лива бен Бецалель. Община имела особые местные религиозные обряды и обычаи (минхагим), составлявшие так называемый познанский ритуал. В 16 в. община играла руководящую роль в жизни еврейских общин Польши и представляла область (землю) Великой Польши в Ва‘аде четырех земель. Общиной руководил кагал, состоящий из 32 человек, возглавлявшийся пятью парнасами. Процветание евреев обострило враждебное отношение к ним польских купцов, которые неоднократно выступали против занятия евреями розничной торговлей и их свободного поселения в Познани. Королевское постановление 1523 г. ограничило еврейскую розничную торговлю, постановление 1532 г. выделило для проживания евреев отдельный квартал (см. Кварталы еврейские). В городе несколько раз происходили погромы, в которых в основном участвовали ученики местной иезуитской школы (во время погрома 1577 г. было убито 20 евреев).

В 17 в. пожары, погромы, разорение города шведскими войсками во время польско-шведской войны (1656) отрицательно сказались на положении евреев. Новые бедствия принесли Северная война и эпидемия чумы в начале 18 в. Сократилась численность еврейского населения, резко возросли долги общины. С 1736 г. по 1740 г. над евреями Познани тяготело обвинение в употреблении христианской крови (см. Кровавый навет), маггид общины умер в тюрьме от пыток. В 1793 г. в Познани проживал 3021 еврей. В 1803 г. после пожара, уничтожившего еврейский квартал, евреям было разрешено селиться по всему городу при условии, что число еврейских домов не должно было превысить числа домов, находившихся в собственности евреев до пожара.

В начале 19 в. в Познани усилилось влияние сторонников Хаскалы. Благодаря активности Д. Каро (1782–1839) в Познани в 1816 г. и 1822 г. открылись еврейские школы. В середине 1820-х гг. еврейские дети получили разрешение учиться в местных гимназиях. В 1833 г. небольшому числу богатых и образованных евреев было предоставлено гражданство, в 1847 г. евреи были уравнены в правах с евреями других прусских провинций, и только в 1869 г. евреи Познани вместе с евреями всей Пруссии были уравнены в гражданских правах с остальным населением. Евреи занимались торговлей, предпринимательством, владели свободными профессиями. Евреи в Познани, как и во всей прусской Польше, были сторонниками немецкого влияния и немецкой культуры. В 1832 г. еврейское население Познани составляло 5479 человек, в 1840 г. — 6763 человека, в 1871 г. — 7255 человек. С 1870-х гг. положение евреев ухудшилось, что было вызвано, с одной стороны, ростом польских торговых кооперативов, разоривших еврейских торговцев, с другой стороны, колонизаторской политикой прусских властей. Численность евреев в Познани сократилась и в 1905 г. составляла 5761 человека (4% населения). В начале 20 в. в Познани насчитывалось около 40 еврейских благотворительных и общественных учебных заведений. Существовали две еврейские общины — ортодоксальная и реформистская (см. Реформизм в иудаизме). Поражение Германии в Первой мировой войне и присоединение Познани к Польше отрицательно сказалось на евреях, придерживавшихся немецкой ориентации. С восстановлением польской власти в Познани начались антиеврейские беспорядки, приведшие к упадку общины.

Накануне Второй мировой войны в Познани проживало около двух тысяч евреев. Многие евреи бежали из города до вступления в него немецких войск или в первые недели оккупации. В оккупированной Познани еврейская община просуществовала три месяца. Центральная синагога была превращена немцами в конюшню, евреев изгнали из квартир в хороших районах города. 11–12 декабря 1939 г. евреи были депортированы из Познани, присоединенной к Германии, на территорию генерал-губернаторства (см. Польша).

В июне 1946 г. в Познани жили 343 еврея. О проживании евреев в Познани в последующие годы данные отсутствуют.

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Познанские Покрасс, братья следующая статья по алфавиту