главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сана. Электронная еврейская энциклопедия

Сана

КЕЭ, том 7, кол. 657–658
Опубликовано: 1994

САНА́ (по-арабски Сан‘а; на иврите צַנְעָא, Цан‘а), столица Йемена (Йеменской Арабской Республики). Евреи проживали в Сане с давних пор, согласно традиции — с начала пленения вавилонского. Йеменские евреи связывают происхождение местных жителей района Саны с упоминаемым в Библии Узалом (Быт. 10:27; I Хр. 1:21; ср. Иех. 27:19; по сообщениям арабских географов, древнее название Саны — Язал или Азал). Первоначально евреи жили примерно в 10 км к востоку от Саны, в районе гор Бараш и Нукум, где сохранились развалины двух синагог. Затем они переместились в Сану, видимо, к западу от ворот крепости ал-Каср (ныне это место называется Сук-ал-мунаххисин — Рынок медников).

В эпоху гаонов в Сане находился представитель вавилонских иешив. Вплоть до нового времени здесь жил главный раввин всей еврейской общины Йемена (в 19 в. – начале 20 в. его называли хахам-баши). Руководители городской общины назывались уггал (в нормативном арабском — уккал, `мудрецы`). Действовала иешива и бет-дин, разбиравший дела всех евреев Йемена. Сана была культурным центром страны — как для евреев, так и для мусульман.

Изгнание в Маузу (1678–79; см. Йемен) особенно тяжело отразилось на евреях Саны. Многие (или даже все) синагоги были разрушены. Возвратившись в свой город, евреи были вынуждены поселиться в другом квартале. По свидетельству Ихье бен Иосефа Салиха (1715?–1805) евреи Саны жили в разное время в трех или даже четырех разных кварталах. В 1761 г. по приказу имама снова было разрушено большинство (12 из 14) синагог города. В 1806 г. на еврейскую общину Саны была возложена унизительная обязанность вывоза нечистот из города (отменена лишь в 1950 г.).

Восстание имама (впоследствии также короля) Яхьи ибн Мухаммада против турецкой власти тяжело отразилось на евреях Йемена. Не более 150 евреев Саны пережило осаду города имамом в 1905 г. В Йемене не проводились переписи населения по религиозному признаку, поэтому нельзя установить точную численность еврейского населения Саны даже в середине 20 в. Считается, что в 1948 г. (то есть перед выездом в Израиль) в Сане проживало около шести тысяч евреев. За исключением нескольких богатых людей, большинство было бедными ремесленниками и торговцами вразнос. В городе было более 20 синагог и десятки хедеров.

С убийством имама Яхьи в феврале 1948 г. в Йемене началась междоусобная война, во время которой солдаты ворвались в еврейский квартал Саны и разграбили его. В декабре того же года в городе вспыхнули антиеврейские беспорядки в связи с кровавым наветом (первым в истории Йемена). К 1950 г. подавляющее большинство евреев Саны (как и всего Йемена) выехало в Израиль с разрешения нового имама. В начале 1970-х гг. в Сане было, видимо, не более нескольких десятков евреев, живших в различных частях города. О проживании евреев в Сане в 1980-е гг. и позже имеются противоречивые сведения.

В Государстве Израиль выходцы из Саны живут в основном в Иерусалиме, Тель-Авиве и Рамат-Гане, а также в городе Рош-ха-‘Аин. Часто встречающаяся в Израиле фамилия Цан‘ани означает, что ее носитель является выходцем из Саны.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 ДИАСПОРА > Общины
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Сан-Франциско Санваллат следующая статья по алфавиту