главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сепир Эдуард. Электронная еврейская энциклопедия

Сепир Эдуард

КЕЭ, том 7, кол. 760–761
Опубликовано: 1994

СЕ́ПИР (Сепи́р) Эдуард (Sapir, Edward; Сапир Эдвард; 1884, Лауэнбург, Германия, ныне Лемборк, Польша, – 1939, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США), американский лингвист, этнолог и антрополог. Сын ортодоксального раввина, в 1889 г. эмигрировавшего с семьей в США. Изучал в Колумбийском университете германские и семитские языки (степень бакалавра в 1904 г.), затем под влиянием Ф. Боаса специализировался в области антропологии и общего языкознания (степень доктора в 1909 г.). В 1910–25 гг. Сепир возглавлял отдел антропологии в Национальном Музее Канады в Оттаве, в 1925–31 гг. — профессор Чикагского, а в 1931–39 гг. Иельского университета, где создал и возглавлял отделение антропологии. В 1933 г. Сепир был избран президентом Лингвистического, а в 1938 г. — Антропологического обществ США.

Сепир оставил глубокий след в нескольких старых областях гуманитарного знания и заложил основы ряда новых. Труды Сепира по изучению и классификации индейских языков Северной Америки существенно изменили весь концептуальный и методологический базис сравнительного языкознания. Многие из этих языков Сепир впервые описал, а главное, выдвинул и разработал до сих пор не устаревшую гипотезу о принадлежности языков аборигенов Канады, США и Мексики к нескольким большим языковым семьям, часть которых он же и открыл. Примененный им антропологический подход к лингвистическим исследованиям и лингвистический к этнологическим способствовал открытию богатого разнообразия культур американских индейцев и одновременно определил широкие перспективы перед зарождающейся культурологией.

Сепир обнаружил аналогичные формальные структуры в семитских, германских и индейских языках, что позволило ему разработать общую концепцию языка как строго организованной системы и заложить тем самым основы структурной лингвистики. Установка Сепира на изучение языка в неразрывной связи с мышлением и другими когнитивными процессами, а также в том социокультурном контексте, в котором язык функционирует, сыграла решающую роль в возникновении этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, семантики и семиотики. Лингвистическая концепция Сепира изложена в его книге «Язык» (1921).

Огромное воздействие на все без исключения области гуманитарного знания и в большой мере на психологию и психиатрию оказала созданная Сепиром теория лингвистической относительности (позднее ее уточнил и дополнил ученик Сепира Б. Л. Уорф). Согласно концепции Сепира, специфические структуры каждого языка образуют каркас той языковой реальности, которая в решающей степени определяет нормы человеческого мышления и поведения, а значит, и основные характеристики всего формирующего человека культурного поля.

Сепир был известен современникам также как талантливый поэт, эссеист, композитор и борец за права человека. Он был среди первых, кто понял, какую угрозу несет европейскому еврейству пришедший к власти в Германии нацизм, и использовал свой престиж ученого и личные связи для поддержки кампании в защиту немецких евреев.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Наука
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Сент-Томас Септуагинта следующая статья по алфавиту