главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Слободская иешива. Электронная еврейская энциклопедия

Слободская иешива

КЕЭ, том 8, кол. 32
Опубликовано: 1996

СЛОБО́ДСКАЯ ИЕШИВА́. Основана в 1882 г. в пригороде Ковны (см. Каунас) Слободка на принципах и идеалах движения Мусар одним из его лидеров рабби Натаном Цви Финкелем под названием Кнесет-Исраэль (по имени основателя движения Мусар Исраэля Салантера). Была призвана укрепить у своих воспитанников и через них в еврействе вообще традиции галахической учености и быта, охраняемые митнагдим в их противостоянии хасидизму и особенно Хаскале. Влиятельным фактором в жизни литовских евреев Слободская иешива стала после закрытия в 1892 г. властями Воложинской иешивы (см. Хаим Воложинер, а также Воложин). Расцвет Слободской иешивы начался при возглавивших ее в 1893 г. И. З. Мельтцере (1870–1953) и особенно М. М. Риштейне (1866–1933; оба — зятья Н. Ц. Финкеля, который остался в иешиве главным духовным авторитетом). В Слободской иешиве был установлен жесткий режим морального ригоризма, изнурительных, в том числе и ночных, занятий и полной изоляции от внешних влияний.

В 1897 г. в Слободской иешиве произошел раскол, инспирированный учащимися и раввинами, протестовавшими против крайностей этой системы и всего движения Мусар. Отколовшиеся создали новую иешиву Кнесет Бет-Ицхак по имени раввина Ицхака Элханана Спектора, который был близок к Ховевей Цион и был сторонником контактов со всеми кругами религиозного еврейства. Приверженцы прежней системы сохранили старое название — Кнесет-Исраэль, и некоторое время после этого Слободской иешивой нередко называли обе иешивы; как обозначение особого типа ортодоксально-религиозной духовности оно закрепилось за старой иешивой (тем более, что новая затем перебралась в город Каменец в Польше).

В 1899 г. Слободская иешива была уже одной из крупнейших и известнейших в Европе, и число ее учащихся превысило 300 человек. Наибольшего расцвета Слободская иешива достигла после Первой мировой войны, когда стала центром притяжения для ортодоксальной молодежи из Польши, Германии и других европейских стран (в 1920 г. в ней обучалось свыше 500 человек). В 1925 г., после того, как правительство Литвы распространило воинскую повинность и на обучавшихся в иешиве, часть ее перебралась в Эрец-Исраэль, вначале в Хеврон, а в 1929 г., после того, как во время арабских беспорядков (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период британского мандата) были убиты 25 ее учеников, обосновалась в Иерусалиме под названием Хевронская иешива. В Литве Слободская иешива действовала до 23 июня 1941 г., в годы Катастрофы европейского еврейства почти все ее учащихся и преподаватели погибли. В 1945 г. Слободская иешива была возобновлена в Бней-Браке под тем же названием.

 ИУДАИЗМ > Традиционное воспитание и образование
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту слихот Словакия следующая статья по алфавиту