главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Тёмкин Владимир. Электронная еврейская энциклопедия

Тёмкин Владимир

КЕЭ, том 8, кол. 938–939
Опубликовано: 1996

ТЁМКИН Владимир Ионович (Зеев; 1861, Елисаветград, ныне Кропивницкий, – 1927, Париж), сионистский деятель. Родился в ассимилированной (см. Ассимиляция) семье. Окончил в 1886 г. Петербургский технологический институт (получил диплом инженера). В студенческие годы принимал участие в революционном движении, но после погромов 1881–82 гг. отошел от него и примкнул к палестинофилам (см. Ховевей Цион). Тёмкин был делегатом Катовицкого (1884) и Друскеникского (1887) съездов Ховевей Цион, основателем палестинофильских кружков в ряде городов России (в том числе в Петербурге /см. Санкт-Петербург/ и Елисаветграде /см. Кропивницкий/). Учредительный съезд (1890) Общества вспомоществования евреям–земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине (см. Одесский комитет) уполномочил Тёмкина совместно с раввином Ш. Могилевером и доктором И. Хазановичем поехать в Эрец-Исраэль и обследовать местные еврейские колонии. После этого в 1891–93 гг. он возглавлял Палестинское управление в Яффе, которое было исполнительным комитетом Ховевей Цион в Эрец-Исраэль. Тёмкин был инициатором широких закупок земельных участков для колонизации (среди арабов получил прозвище Хаваджа москоби — `русский господин`), однако закупки были плохо организованы и сопровождались спекуляциями, в которых были замешаны и некоторые члены Палестинского управления. Непродуманные действия и злоупотребления, а также последовавший в 1893 г. запрет турецкого правительства на поселение русских евреев в Эрец-Исраэль и приобретение ими там земли привели к банкротству Палестинского управления. Тёмкин вернулся в Россию и в 1893–1917 гг. служил казённым раввином в Елисаветграде, где развернул широкую общественную деятельность; в 1910 г. еврейская община даже преподнесла ему в дар дом.

С возникновением сионистского движения Тёмкин примкнул к нему и стал одним из выдающихся лидеров и пропагандистов сионизма в России. Он активно помогал Т. Герцлю в подготовке 1-го Сионистского конгресса, на 2-м конгрессе в 1898 г. был избран в Большой исполнительный комитет Сионистской организации, на 5-м конгрессе (1901) стал одним из лидеров Демократической фракции, был одним из организаторов Минской конференции (1902). Во время полемики вокруг Уганды плана Тёмкин стал одним из руководителей оппозиции (Ционей Цион) и был председателем Харьковской конференции (1903).

В период Первой мировой войны Тёмкин возглавил на юге России работу Еврейского комитета помощи жертвам войны, оказывавшего широкую помощь еврейским беженцам, изгнанным российскими военными властями из прифронтовой полосы. После Февральской революции 1917 г. Тёмкин продолжил активную деятельность в ставшем временно легальным сионистском движении. Он был одним из главных ораторов на 7-й Всероссийской конференции сионистов (май 1917 г.; см. Петроградская конференция), в 1917 г. его избрали членом Учредительного собрания, а в 1918 г. — членом президиума Еврейского национального совета Украины. Поскольку Тёмкин пользовался большим авторитетом среди еврейских масс, он не подвергался преследованиям Евсекции после установления советской власти на Украине (1919).

В 1920 г. Тёмкин покинул Советскую Россию и поселился вначале в Берлине, а затем в Париже. В Берлине он входил в Федерацию русско-украинских сионистов и был членом ее Центрального комитета. С возникновением движения сионистов-ревизионистов Тёмкин примкнул к сторонникам В. Жаботинского, стал членом редакционной коллегии «Рассвета» (Париж, с 1924), а в апреле 1925 г. был избран первым президентом Всемирного союза сионистов-ревизионистов. В 1926 г., во время процесса над Ш. Шварцбардом, большое впечатление на французскую общественность и суд произвели свидетельские показания Тёмкина о резне и погромах, совершенных на Украине в 1918–19 гг. Именем Тёмкина в Израиле названо поселение Рамат-Тёмкин (ныне в черте Нетании).

Брат Тёмкина, Зиновий (1865–1942), врач, сионистский деятель. Изучал медицину в России и Германии. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале. После революции и гражданской войны жил в Стамбуле, Берлине, Париже. В 1924–33 гг. — член редколлегии «Рассвета». С 1925 г. — член президиума Всемирного союза сионистов-ревизионистов. В 1925–31 гг. — председатель организации сионистов-ревизионистов Франции. В 1932 г. вместе с И. Шехтманом вышел из Всемирного союза сионистов-ревизионистов в знак протеста против политической линии М. Гроссмана. В 1935–38 гг. входил в руководство Новой сионистской организации.

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Предтечи и становление сионизма
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Тёмин Хауард Мартин темплеры следующая статья по алфавиту