главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Тобиады. Электронная еврейская энциклопедия

Тобиады

КЕЭ, том 8, кол. 976–977
Опубликовано: 1996

ТОБИА́ДЫ, сыны Товии (בְּנֵי טוֹבִיָה, `бней Товия`), влиятельное семейство в Иудее в эпоху Второго Храма, оказывавшее решающее влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь страны со времени Нехемии (445 до н. э.) до восстания Хасмонеев (167 до н. э.). Тобиады происходили из «страны Товии» в южном Гил‘аде в Заиорданье, которая оставалась их постоянной резиденцией. Центром этой «страны» была Бирта-‘Аммон (`аммонская крепость`; ныне Ирак-ал-Амир /Заиорданье/; см. Аммон), главное здание которой служило, по-видимому, святилищем.

Когда Нехемия прибыл в Иерусалим в 445 г. до н. э., некий Товия обладал в Иудее значительным влиянием. Нехемия называет его «аммонитский слуга» (Нех. 2:10, 19). По-видимому, титул «слуга» указывает, что его обладатель был важным сановником в персидской администрации, возможно даже — губернатором Аммона. Хотя резиденция Товии была в Гил‘аде, он был тесно связан, в том числе и брачными узами (Нех. 6:17), с аристократическими семействами Иерусалима и Самарии (в частности, с Санваллатом I).

Товия (Тубиас), по-видимому, потомок Товии — «аммонитского слуги», упоминается в Зенона папирусах, относящихся ко времени правления Птолемея II Филадельфа, правившего Египтом в 308–246 гг. до н. э. В двух письмах к царскому казначею Аполлонию Товия сообщает об отправке к царю евнуха, четырех рабов и некоторого числа животных. Товия был главой птолемеевского военного поселения (клерухии) со смешанным населением, расположенной в крепости Бирта-‘Аммон. Подобно своему предку, Товия поддерживал тесные связи с иерусалимской знатью и был женат на дочери первосвященника Онии II.

Иосеф бен Товия был налоговым откупщиком в царствование Птолемея III Эвергета (245–221 до н. э.). В эти годы Тобиады достигли вершины своего могущества и влияния: они были близки ко двору Птолемеев и состояли в брачных связях с первосвященническими семействами Иерусалима. С началом третьей войны между селевкидской Сирией и птолемеевским Египтом (246–241 до н. э.) первосвященник Ония II вступил в конфликт с Птолемеями и поддержал Селевкидов, отказавшись платить подати египетским правителям. Угроза Птолемея III понизить статус Иудеи до статуса военной колонии не возымела действия на Онию, однако большинство приняло эту угрозу всерьез и, сохраняя лояльность Птолемеям, выступило против Онии. Всеобщее собрание направило Иосефа бен Товию к царю как своего представителя. Миссия Иосефа была исключительно успешной: ему удалось снискать расположение Птолемея, а также получить лицензию на сбор налогов в Келесирии, Финикии, Иудее и Самарии, для чего ему был дан воинский контингент. Иосеф обложил население высокими налогами и сурово взыскивал их: казнил уважаемых граждан эллинистических городов Скитополиса (см. Бет-Шеан) и Ашкелона, отказавшихся выполнять его требования (Древ. 12:160–185).

Гиркан бен Иосеф, младший сын Иосефа бен Товии. Иосиф Флавий называет его «самым хитроумным из всех сыновей Иосефа», а в Маккавеев книгах он упоминается как «человек, занимавший высочайшее положение». Когда Гиркана послали в Египет, он сумел снискать расположение царя и получить налоговые откупы, которые принадлежали его отцу. Этот поступок вызвал возмущение отца и братьев, которые со своими людьми выступили навстречу Гиркану, когда он возвращался из Египта. Во время завязавшегося боя двое из братьев и множество бойцов погибли (Древ. 12:186–229). Раскол в семье Тобиадов, по-видимому, отражал различия в политической ориентации ее членов: Гиркан был сторонником Египта, в то время как его братья в союзе с первосвященником Шим‘оном поддерживали Селевкидов. Гиркан не сумел упрочиться в Иерусалиме и вернулся в Заиорданье, где около 175 г. до н. э. покончил с собой. В свою бытность там Гиркан построил на полпути между Иерихоном и столицей Аммона монументальный дворец.

В событиях, приведших к восстанию Хасмонеев, Тобиады играли важную роль. По инициативе сторонников умеренной эллинизации первосвященник Ония III был смещен, и на его место был назначен Ясон (175 до н. э.); Иерусалим был превращен в греческий полис (I Макк. 4:7). Тобиады, принадлежавшие к партии крайних эллинизаторов, приняли участие в заговоре против Ясона. Ясон был заменен на посту первосвященника Менелаем (172 до н. э.), который проявил склонность к деспотизму и вознамерился передать храмовые сокровища Антиоху Эпифану (II Макк. 4:23). Ясон был вынужден бежать в Аммон, а Менелай был казнен после победы Маккавеев. С тех пор Тобиады более не упоминаются в исторических документах.

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Эпоха Второго храма
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Тну‘а ле-ахдут ха-‘авода Товита книга следующая статья по алфавиту