главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Хомский Но‘ам. Электронная еврейская энциклопедия

Хомский Но‘ам

КЕЭ, том 9, кол. 867–869
Опубликовано: 1999

ХО́МСКИЙ (Чомски) Но‘ам Аврам (Chomsky, Noam Avram; родился в 1928 г., Филадельфия), американский лингвист, философ языка, политический мыслитель и общественный деятель. Вырос в ивритоязычной среде, созданной его отцом, Уильямом (Зеевом) Хомским (1896–1977), выходцем из России, видным деятелем еврейского просвещения в США. В юности был членом движения Ха-Шомер ха-ца‘ир. Учился в Пенсильванском университете (1946–51), получил там степень доктора философии (1955) за диссертацию, содержавшую новаторские лингвистические идеи. В 1951–55 гг. работал в Гарвардском университете; с 1955 г. — в Массачусетском технологическом институте (с 1958 г. — профессор).

Хомский — представитель распространенного среди ученых еврейского происхождения типа новаторов, которые не довольствуются развитием и совершенствованием идей своих предшественников, но коренным образом перестраивают основы научной дисциплины. Книга Хомского «Синтаксические структуры» (1957) произвела подлинную революцию в научном языкознании («революция Хомского»). Хомский — основоположник теории трансформационной грамматики. Эта теория противопоставлялась американской дескриптивной лингвистике, основателями которой были Ф. Боас, Э. Сепир и Л. Блумфилд; видный представитель этой научно дисциплины З. Хэррис (1909–92) был преподавателем Хомского в университете. Исходный пункт концепции Хомского, содержащийся в работе «Трансформационный анализ» (1955), — четкое различение языковой «компетенции», то есть знания правил языка, и «употребления», то есть речевой практики. Согласно Хомскому, лингвистика не должна ограничиваться описанием речевого поведения, ее задача — выявить лежащие в основе речевой деятельности принципы языка. Хомский полемизирует с бихевиористскими теориями усвоения языка (Б. Скиннер и другие). Согласно Хомскому, человек обладает врожденной способностью выявлять закономерности структуры языка и таким образом приобретать языковую «компетенцию». Этот механизм, свойственный только человеку, имеет биологическую природу и передается по наследству.

В работе «Аспекты теории синтаксиса» (1965) Хомский проводит различие между «глубинной структурой» предложения, которая поддается семантической интерпретации, и его «поверхностной структурой», доступной для фонетического анализа, а также устанавливает формализованные правила перехода от одной к другой. Значение открытий Хомского вышло далеко за рамки теории языка и затронуло проблемы теории познания. Между глубинными структурами разных языков оказалось возможным установить взаимно-однозначное соответствие; правила перехода с одного уровня на другой, выраженные функциями, составили математическую схему языка («дерево непосредственных составляющих»). В ряде работ Хомского («Проблемы теории порождающей грамматики», 1966; «Исследование семантики в порождающей грамматике», 1972, и других) разрабатывается концепция универсальной грамматической базы, определяющей границы возможного разнообразия в устройстве конкретных языков; реализуется установка на формальное описание всех внутренних и поверхностных языковых структур; строится формальное исчисление возможных способов генерирования этих структур. Таким образом, Хомский завершил построение так называемой стандартной теории порождающих грамматик. Теория в сочетании с техникой формализации описания языковых структур, математическим аппаратом для формального исчисления синтаксического разнообразия и т. д. создала возможность автоматического моделирования языкового поведения (модель «смысл — текст») с помощью компьютеров.

Теории Хомского дали толчок развитию математической лингвистики, психолингвистики, теории машинного перевода; с их помощью были определены многие направления в исследовании проблемы искусственного интеллекта.

Вопреки ожиданиям самого Хомского его теории не смогли решить всех проблем лингвистической науки; часть ученых подвергла их серьезной критике. В то же время создаваемые ими альтернативные концепции (порождающей семантики, функциональной порождающей грамматики, падежной грамматики и т. д.) стали возможны лишь на основе теории Хомского. Ответом на критику стали работы Хомского 1980-х гг. (например, «Порождающая грамматика: ее основания, развитие и перспективы на будущее», 1987), в которых представлена «расширенная стандартная теория порождающей грамматики» и т. д. Одновременно Хомский все больше обращался к проблемам эпистемологии и прагматики языка, продолжая и развивая идеи, содержавшиеся в его более ранних работах («Картезианская лингвистика», вместе с М. Халле, 1966; «Язык и сознание», 1968). К работам Хомского по философии языка относятся: «Познание языка, его природы, происхождения и употребления» (1986), «Язык и проблемы познания» (1988), «Язык и интерпретация: философские размышления и практические исследования» (1989) и другие.

Важное место в жизни Хомского занимала политическая деятельность. Леворадикальные анархистские взгляды проявлялись уже в его ранних теоретических работах. Хомский остался одним из немногих западных интеллектуалов, которые, вступив в конце 1960-х гг. на путь леворадикального экстремизма («Американская власть и новые мандарины», 1969; «Войны с Азией», 1972; «Проблемы познания и свободы», 1971), сохраняет верность установкам и фразеологии новых левых («Права человека и американская внешняя политика», 1978; «Путь к новой холодной войне», 1982; «Культура терроризма», 1988, и другие). В многочисленных политических статьях он критиковал внешнюю и внутреннюю политику США, особенно резко выступал против войны во Вьетнаме. Хомский отказался платить налоги в знак протеста против военных расходов; с 1968 г. он был членом исполнительного комитета движения, призывавшего к гражданскому неповиновению в знак протеста против войны во Вьетнаме.

Со времени Шестидневной войны Хомский выступает с резкой критикой Государства Израиль («Мир на Ближнем Востоке?», 1974; «Роковой треугольник: США, Израиль и палестинцы», 1983). По мнению Хомского, «политика, которую Израиль проводил после 1967 года, была для него чрезвычайно опасной, а если заглядывать дальше в будущее, то просто самоубийственной» (журнал «Сион», 1977, №19). Считая пагубной ориентацию Израиля на союз с США, Хомский в соглашениях Осло усматривает происки мирового империализма. Выступления Хомского против политики Израиля снискали ему в еврейских кругах репутацию «еврея-антисемита», типичного представителя еврейских «самоненавистников». Сам Хомский, однако, считает себя сионистом того типа, который существовал до создания Государства Израиль и полагает, что еврейские национальные институты не обязательно должны принимать форму государства.

Хомский — член Национальной АН США, Американской академии искусств и наук, Американской академии политических и социальных наук и многих зарубежных академий и научных обществ, почетный доктор ряда крупнейших университетов мира.

 ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ > Наука
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Хомицер Михаил Хони ха-Ме‘аггел следующая статья по алфавиту