главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Штампфер Иехошуа. Электронная еврейская энциклопедия

Штампфер Иехошуа

КЕЭ, том 10, кол. 322–323
Опубликовано: 2001

ШТА́МПФЕР Иехошуа (Stampfer, Jehoshua; 1852, местечко Сомбатели, Западная Венгрия, – 1908, Петах-Тиква, Израиль), один из первых халуцим. Сын раввина, Штампфер получил традиционное религиозное образование наряду с общим: окончил «народную школу», а потом и гимназию. Учился в городе Айзенштадт в иешиве (бет-мидраш ле-морим) раввина А. Хильдесхаймера, в программу которой были включены светские дисциплины. Увлекся идеями Хаскалы, а также национально-освободительным движением венгерского народа. В одном из писем домой сообщил, что мечтает посвятить себя служению «родной стране — Венгрии». Разгневанный отец лишил сына материальной поддержки, и Штампфер вынужден был оставить иешиву. Поселился в качестве домашнего учителя в семье своего дяди со стороны матери Э. Рааба (см. И. Рааб), с которым впоследствии участвовал в основании Петах-Тиквы.

Э. Рааб переписывался с И. Неттером, Ц. Х. Калишером и Э. Гутмахером, дружил с венгерским раввином И. Натонеком (1813–92); все они считали актуальной идею заселения и хозяйственного освоения евреями Эрец-Исраэль. Э. Рааб был казначеем одной из организаций Ховевей Цион — Общества заселения Эрец-Исраэль — и оказал большое влияние на Штампфера. Когда в ходе выборов в венгерский парламент в 1867 г. обнаружилась юдофобия многих венгерских националистов, Штампфер, разочаровавшись в своих былых устремлениях, решил переселиться в Эрец-Исраэль, чтобы участвовать в создании еврейских сельскохозяйственных поселений рядом с четырьмя святыми городами — Иерусалимом, Хевроном, Цфатом и Тверией. По замыслу Штампфера, половину времени жители этих поселений должны были проводить в изучении Торы, а вторую половину — в занятиях сельским хозяйством. Весной 1869 г. он отправился в путь и пешком дошел до города Салоники, где местный раввин помог ему добраться морем до города Измир. За пять месяцев Штампфер добрался до Иерусалима, где начал учиться в одной из иешив.

Штампфер примкнул к группе И. М. Саломона, поставившей целью основать сельскохозяйственное поселение. В 1872 г. попытка приобрести участок земли близ Иерихона не удалась из-за противодействия турецких властей. В 1878 г. Штампфер был в составе первой группы халуцим, основавших сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква. Из-за тяжелых условий жизни в поселении и опасности заболеть малярией Штампфер вернулся в Иерусалим. В 1882 г. он ездил в Соединенные Штаты Америки с целью сбора средств для выходцев из Венгрии в Эрец-Исраэль. Вернувшись, Штампфер вновь поселился в Петах-Тикве. В 1885 г. отправился для сбора средств в Лондон, Париж и города России. В Париже встречался с Э. Ротшильдом и убедил его оказать поддержку поселенцам Петах-Тиквы. В России встречался с руководством Ховевей Цион.

Избранный председателем совета поселения Петах-Тиква, Штампфер до конца жизни руководил им в духе строгой ортодоксии. В 1903 г. он участвовал в съезде представителей поселений Эрец-Исраэль, где примкнул к консервативной фракции, возражавшей против предоставления избирательного права женщинам. Отношение Штампфера к поселенцам второй алии было двойственным. С одной стороны, он старался помочь их интеграции в новых условиях и освоению ими навыков ведения сельского хозяйства. С другой стороны, Штампфер строго осуждал олим за отход от религии, опасался их влияния на молодежь из первопоселенцев.

Сын Штампфера, Шломо Ицхак Штампфер (1877–1961), после окончания Первой мировой войны был избран председателем совета Петах-Тиквы, а когда в марте 1937 г. поселение получило статус города, стал его первым мэром.

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Предтечи и становление сионизма
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Штайнталь Хайман Штанд Адольф следующая статья по алфавиту