главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Элам. Электронная еврейская энциклопедия

Элам

КЕЭ, том 10, кол. 562–564
Опубликовано: 2001

ЭЛА́М (עֵילַם, на эламитском языке Халтамти или Хатамти, `Господня земля`; на аккадском Эламту; по-гречески Эйлам; в русской традиции Елам), государство, существовавшее на Ближнем Востоке в 3–1 тыс. до н. э. Располагалось в юго-западной части Иранского нагорья (в основном на территории современного Ирана); в периоды наибольшего расширения границ включало значительную часть этого нагорья, а также некоторые районы Месопотамии (территория современного Ирака), простираясь от Каспийского моря до Персидского залива и от реки Евфрат до пустынь Кавир и Лут. На протяжении долгого времени исследователи полагали, что ядром Элама являлась историческая область Сузиана (с центром в г. Сузы, на территории современной иранской провинции Хузестан), отождествляемая с Эламом в ассирийских анналах (см. Ассирия) и персидских надписях (ср. также Дан 8:2); согласно новейшим археологическим данным, до 14 в. до н. э. эламиты жили главным образом в области Аншан (современная провинция Фарс).

На протяжении всей своей истории Элам играл важную роль в экономической и культурной жизни Ближнего Востока. Уже в 4 тыс. до н. э. эта область служила основным источником снабжения Месопотамии медью, строительным камнем и древесиной и через нее проходили магистральные торговые пути, по которым в Месопотамию, а также в Сирию, Ханаан и Египет с востока (из Индии и Центральной Азии) доставлялось олово и ляпис-лазурь. По мнению многих ученых, именно эламиты разработали технику письма на глиняных табличках, которую затем переняли (в той или иной форме) все народы региона.

Первое письменное упоминание об эламском государстве содержится в шумерской надписи 25 в. до н. э., однако оно, по-видимому, возникло несколькими веками ранее, около 3000 г. до н. э. В 23 в. до н. э. царь Аккада Саргон присоединил Сузиану к своим владениям, однако попытки Саргона и его сына Римуша захватить Аншан не увенчались успехом, а на рубеже 23 и 22 вв. до н. э. Нарам-Сину пришлось признать независимость Элама. В конце 22 в. – начале 21 в. до н. э. царь Элама Пузур-Иншушинак распространил свою власть на Сузиану и всю западную часть Иранского нагорья, однако уже в середине 21 в. до н. э. Сузиана перешла под контроль Ура. С упадком Ура в конце 21 в. до н. э. началось быстрое продвижение эламитов на запад, и в 2004 г. до н. э. эламский царь захватил Ур, однако неясно, был ли этот город присоединен к Эламу.

В 20–16 вв. до н. э. Элам был большим централизованным государством, включавшим Сузиану, Аншан и расположенную к востоку от последнего область Симашки. Его правитель, носивший титул суккалмах (`великий регент`), проводил зиму в Сузах, а лето — в Аншане или Симашки; во время его отсутствия Сузианой и Аншаном управляли суккал (`регенты`), из которых один был старшим сыном правителя, а другой — сыном его сестры («регент» Сузианы именовался также шарру, на аккадском `царь`). В 14 в. до н. э. правители Элама вступили в союз с касситскими царями Вавилонии; этот альянс, закрепленный многочисленными династическими браками, стал одним из факторов быстрого экономического подъема страны во время суккалмаха Унташ-Напирша, о чем свидетельствуют великолепные дворцы, храмы и инженерные сооружения, возведенные в начале 13 в. до н. э. в новой столице Элама Дур-Унташе (современный Чога-Замбил, в 40 км к юго-востоку от Суз). В дальнейшем отношения между Эламом и касситами ухудшились; уже в 1220–1210-х гг. до н. э. войска эламского царя Кидин-Хутрана III неоднократно вторгались в Вавилонию, а в 1159 г. до н. э. Шутрук-Наххунте захватил и разграбил ее столицу (среди трофеев, отправленных им в Сузы, была большая статуя вавилонского бога Мардука и стела с высеченным на ней текстом законов Хаммурапи). В 1155 г. до н. э. сын Шутрук-Наххунте, Кутир-Наххунте, сверг касситскую династию и, возможно, на продолжительное время стал царем Вавилонии. Экспансия эламитов в Месопотамии продолжалась и при его брате Шилхак-Иншушинаке (он атаковал, в частности, Аккад, Ниппур и Сиппар), однако в 1120–1100-х гг. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор I разгромил правителя Элама, занял Сузы и вернул статую Мардука в Вавилон.

Сведения об Эламе в 11 в. – 1-й половине 8 в. до н. э. практически отсутствуют. В 720–640-х гг. до н. э. Элам активно противостоял (в союзе с халдеями, а затем с вавилонянами и персами) ассирийской экспансии, пытаясь (большей частью безуспешно) распространить свое влияние на южные районы Месопотамии. В 647 до н. э. ассирийский царь Ашшурбанипал начал широкое наступление на Элам, и вся Сузиана оказалась в его руках; согласно ассирийским источникам, эта война сопровождалась разрушением и ограблением большинства эламских городов (включая Сузы) и осквернением святилищ. В результате Элам как независимое политическое образование перестал существовать; после падения Ассирии (612 г. до н. э.) он вошел в состав Мидии, а затем стал частью Персидского государства. Эламский язык оставался в употреблении в Сузиане; при Кире (который носил характерный для Элама титул «царь Аншана») и его преемниках эламский язык был одним из трех официальных языков Персии.

В Библии Элам упоминается неоднократно. В Быт. 10:22 и I Хр. 1:17 Элам назван среди «сыновей Сима» (хотя эламский язык не принадлежит к семье семитских языков). В Быт. 14 утверждается, что во времена Авраама «Кедорлаомер, царь Элама» предпринял вместе с тремя другими царями завоевательную экспедицию в Ханаан. Некоторые исследователи отождествляют Кедорлаомера с Кутир-Наххунте (Лаомер, точнее Лагамар, и Наххунте — эламские божества). В Ис. 21:2 и 22:6 Элам — олицетворение грозного и безжалостного завоевателя, в Иер. 25:25, 49:34–39 — одна из могущественных наций, которые Бог обрек на неминуемую гибель. Не исключено, что в этом пророчестве (Иер. 49:34–39), произнесенном «в начале царствования Цидкияху, царя Иудеи», нашло отражение реальное событие — вторжение войск Навуходоносора II на территорию Элама (входившего в то время в состав Мидии) в 596/5 г. до н. э.

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Древнейший период
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Элайон Гертруда Белл Элдад Исраэль следующая статья по алфавиту