главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Израиль — народ в диаспоре. Новейшее время (1980 г. – начало 2000-х гг.). Электронная еврейская энциклопедия

Израиль — народ в диаспоре. Новейшее время (1980 г. – начало 2000-х гг.)

Copyright © ЭЕЭ
Опубликовано: 20.05.2004
Обновлено: 23.10.2015

ИЗРАИЛЬ — НАРОД В ДИАСПОРЕ. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (1980 Г. – НАЧАЛО 2000-Х ГГ.). В начале третьего тысячелетия еврейское население земного шара все еще не смогло достичь уровня 1939 г., когда в мире жили 16,7 млн. евреев. В 1980–90-х гг. число евреев предельно сократилось. Так, если в 1980 г. еврейское население мира составляло 14 млн. 286 тыс. человек, то в 2002 г. оно уменьшилось до 13 млн. 296 тыс. человек. Основными причинами этого явления стали массовая ассимиляция в странах Северной и Южной Америки, Западной Европы, Советского Союза и государствах, образовавшихся после его распада, резкое увеличение числа смешанных браков, в которых все больший процент детей выбирает не еврейскую национальность, сокращение числа детей, рожденных еврейскими матерями. Так, если в США в 1970-х гг. 31,7% браков, заключенных евреями, были смешанными, то в 1990-х гг. число таких браков выросло до более чем 50%. По сравнению с 1980-ми гг., число детей от смешанных браков, получающих еврейское воспитание, сократилось до 28% в середине 1990-х гг. В начале 1980-х гг. на одну женщину к концу репродуктивного периода приходилось в среднем 2–2,2 ребенка, а в середине 1990-х гг. этот показатель составил 1,86, что значительно ниже уровня простого воспроизводства.

Ассимиляция привела к падению среди еврейской молодежи авторитета семейных ценностей. Так, в США 50% еврейских женщин и 49,5% мужчин в возрасте 25–34 лет никогда не состояли в браке. Во Франции, второй по численности еврейской общине диаспоры (после США), еврейское население в 2002 г. составляло около 500 тыс. человек. В 1990-х гг. во Франции также резко возросло число смешанных браков; смертность среди еврейского населения превышала рождаемость; темпы ассимиляции были очень высокими. В Великобритании господствовали те же самые тенденции. В 2002 г. в стране проживали 273 500 евреев. В 1995 г. в смешанных браках состояли 38% всех женатых еврейских мужчин и 50% всех женатых еврейских мужчин моложе 30 лет. Низкая рождаемость привела к тому, что в начале 2000-х гг. число умерших евреев превышало число родившихся на тысячу – полторы тысячи человек в год.

Если в 1980-х гг. – первой половине 1990-х гг. стремительно росло число смешанных браков, и 55–60% всех браков, заключенных евреями, были смешанными, то в конце 1990-х гг. – начале 2000-х гг. благодаря взрыву антисемитизма в Европе вообще, а во Франции особенно, положение меняется. Так, в 2002 г. среди еврейской молодежи Франции в возрасте от 18 до 29 лет в смешанных браках состояло 40%.

Резкое сокращение численности еврейского населения в государствах, образовавшихся после распада Советского Союза, объясняется, с одной стороны, началом массового выезда евреев в Израиль, Германию, Соединенные Штаты Америки и другие страны, а с другой — возросшей ассимиляцией. Так, если в конце 1970-х гг. около 40% евреев (44,7% мужчин и 34,2% женщин) состояли в смешанных браках, то в середине 1990-х гг. в браках с представителями других национальностей состояли 80% евреев (81,6% мужчин и 73,7% женщин). Крайне низкая рождаемость у еврейских женщин в странах СНГ и Балтии приводит к превышению числа смертей у евреев над рождениями. Так, если в 1988 г. в Советском Союзе на каждого рожденного еврея приходилось 3,7 умерших, то в 1996 г. в СНГ и странах Балтии соотношение было один к десяти, а в 2000 г. — один к тринадцати.

Такие же процессы происходят в Латинской Америке. Так, в Аргентине число смешанных браков увеличилось с 20% в начале 1960-х гг. до 35% в середине 1980-х гг. и около 45% в 2003 г. Продолжает сокращаться рождаемость у еврейских женщин, и растет отрицательный баланс между числом умерших и родившихся среди еврейского населения.

В середине 1980-х гг. – начале 2000-х гг. происходили колоссальные изменения в географии расселения евреев земного шара. Процессы перестройки в Советском Союзе, а затем распад СССР привели к массовому выезду евреев в другие страны. Так, в 1989–2003 гг., согласно данным Еврейского агентства, из СССР и стран, образовавшихся после его распада, в Израиль приехали 961 593 новых репатрианта. В 1971–2004 гг. в рамках еврейской эмиграции в США приехали 430 тыс. евреев из СНГ. 330 тыс. из них выехали после распада Советского Союза. Согласно данным правительства ФРГ, в 1990–2004 гг. около 260 тыс. человек приехали в Германию из СНГ и стран Балтии в процессе еврейской эмиграции.

Отъезд большинства еврейского населения из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада, сокращение еврейского населения во многих государствах Западной Европы (за исключением Германии) привели к тому, что в начале 2000-х гг. 95% евреев жили в десяти странах мира, в том числе около 80% — в США и Израиле. В Израиле в мае 1948 г., после объявления независимости государства, проживало 6% еврейского населения мира; в 1980 г. — 25%, в 2003 г. — 40%. Рост еврейского населения в Израиле происходит как за счет волн алии (со времени провозглашения независимости в Израиль, согласно закону о возвращении, репатриировалось около трех миллионов человек), а также относительно высокой по стандартам западного мира рождаемости у еврейского населения. В Израиле в 2003 г. приходилось 2,6–2,7 ребенка на каждую еврейскую женщину.

В крупнейших центрах еврейской диаспоры Западной Европы (Франция, Великобритания), как и в странах с небольшой численностью евреев (Бельгия, Италия), происходит сокращение еврейского населения как вследствие ассимиляционных процессов (см. выше), так и в результате репатриации в Израиль или выезда в США, Канаду. Во Франции, где проживает третья по численности населения еврейская община мира, в середине 1980-х гг. число евреев составляло 530 тыс. человек, в середине 2000-х гг. оно сократилось до пятисот тысяч; более половины еврейского населения страны живут в районе Большого Парижа. В 1990–2003 гг. 20 206 евреев Франции репатриировались в Израиль. Значительно большее число евреев выехало во франкоязычную часть Канады. В Великобритании в 1980–84 гг. проживало 308 тыс. евреев; согласно переписи населения 2000 г., еврейское население составляло 267 тыс. человек, однако ведущая еврейская организация Великобритании Борд оф депьютиз утверждает, что определенное число евреев предпочло не ответить на вопрос о религиозной принадлежности, и на самом деле в Соединенном Королевстве проживало в 2003 г. около трехсот тысяч евреев; 213 тыс. из них жили в районе Большого Лондона. В 1990–2003 гг. 6412 евреев Великобритании выехали в Израиль. В Италии из-за высокого уровня ассимиляции происходит процесс сокращения численности еврейского населения, которое в начале 1980-х гг. составляло около 32 тыс. человек, а в 2002 г. — 29,4 тыс. Самые большие еврейские общины функционируют в Риме и Милане.

Быстрыми темпами происходит сокращение еврейского населения Южной Америки. В стране с самым большим числом евреев на Латиноамериканском континенте, Аргентине, в середине 1980-х гг. жили около 225 тыс. евреев, в начале 2004 г. еврейское население страны составляло около 185 тыс. человек. На сокращение численности еврейского населения влияют как ассимиляционные процессы, так и выезд значительной части еврейского населения в Израиль, в первую очередь, из-за тяжелого экономического кризиса начала 2000-х гг., а также из-за роста антисемитизма, сопровождаемого кровавыми террористическими актами со стороны мусульманских террористов (взрыв в марте 1992 г. заминированной автомашины около здания израильского посольства, в результате которого было убито 24 человека; взрыв 18 июля 1994 г. здания еврейской организации в Буэнос-Айресе — 86 убитых, двести раненых). В 1990–2003 гг. из Аргентины в Израиль выехало 18 957 человек. Еврейское население Латинской Америки за период с 1980 г. до 2002 г. сократилось на 18%. В Бразилии еврейская община сократилась со ста тысяч человек в 1980 г. до 97,2 тыс. человек в 2000 г. (половина из которых живет в Сан-Паулу); в Венесуэле — с двадцати тысяч в начале 1980-х гг. до шестнадцати тысяч в начале 2000-х гг. Сокращение численности еврейского населения происходит также в странах континента с небольшим еврейским населением: Уругвае, Чили, Колумбии, Перу, где число проживающих там евреев сократилось в начале 2000-х гг. по сравнению с началом 1980-х гг. на 20%. В трех странах Центральной Америки — Панаме, Коста-Рике и Гватемале — число евреев за период с начала 1980-х гг. до начала 2000-х гг. увеличилось на 27% (с 6600 до 8400). Происходит определенное увеличение численности еврейского населения в Мексике, где в 1985 г. проживало 35 тыс. евреев, а в 2003 г. — 40,5 тыс. Это происходит из-за высокого уровня рождаемости в еврейских семьях, незначительного процента смешанных браков и положительного соотношения между эмиграцией евреев в Мексику и выезда из нее.

Хотя еврейская община США является наиболее многочисленной в мире, несмотря на превышение иммиграции над эмиграцией, еврейское население США в силу стремительных ассимиляционных процессов сокращается. Так, если в 1990 г. в США жили 5 млн. 700 тыс. евреев, то в 2003 г. количество евреев США составляло 5 млн. 300 тыс. человек. И это несмотря на то, что в США с 1970 г. по 2004 г. прибыло 430 тыс. евреев из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада. Более 300 тыс. из них прибыли в 1990-х гг. Евреи, приехавшие из СССР, предпочитают селиться в больших городах: в Нью-Йорке новые эмигранты составляют 25% еврейского населения, в Сан-Франциско более 15%, в Чикаго около 8–10%. В США проживает большое количество эмигрантов из Израиля. По официальным, явно заниженным, сведениям это число составляет около 98 тыс. человек. В 1990-х гг. тысячи еврейских эмигрантов приехали в США из Латинской Америки, Южной Африки, Ирана и других стран.

Одной из немногих общин мира, где происходит увеличение еврейского населения, является Канада. В 1981 г. еврейское население страны составляло 312 060 человек; в 1991 г. — 356 315, в 2001 г. — 370 520. Увеличение численности еврейского населения объясняется высоким уровнем развития еврейской общинной жизни, замедленными процессами ассимиляции, более низким, чем в подавляющем большинстве общин диаспоры, процентом смешанных браков. Так, в 1981 г. процент смешанных браков, заключенных в Канаде, составлял 27%, в 1996 г. он незначительно вырос до 29,5% и с тех пор не менялся. Рост численности еврейского населения объясняется также иммиграцией в Канаду значительного числа евреев из других стран: Израиля, Советского Союза (стран СНГ), Франции и Северной Африки. Так, в 1970–2000 гг. в Канаду выехали от пятидесяти до семидесяти тысяч евреев из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада. Считается, что в Канаде проживало в начале 2000-х гг. от двадцати до семидесяти пяти тысяч бывших израильтян. Часто евреи, иммигрировавшие в Канаду из Израиля, являются бывшими гражданами Советского Союза. Так, из тридцати тысяч евреев из СССР, живущих в Торонто, 70–75% приехали в Канаду уже из Израиля с израильским гражданством. Почти половина канадских евреев — 48,3% — проживает в Торонто, это на 10% больше, чем в 1991 г.; 25,1% в Монреале (на 8,1% меньше, чем в 1991 г.).

Еще одной страной, в которой функционируют процветающие еврейские общины и происходит рост числа евреев, является Австралия, где в 1981 г. жили 75 тыс. евреев, а в 2001 г. — сто тысяч. Одна из причин роста еврейского населения — иммиграция в Австралию евреев из разных стран мира. Только 46% австралийских евреев родились в Австралии. Больше всего в Австралию эмигрируют евреи из Южной Африки, особенно с конца 1980-х гг., после падения режима апартеида. В Австралии проживают пятнадцать–двадцать тысяч евреев, рожденных в Южной Африке, десять тысяч — в Советском Союзе, пять–десять тысяч — в Израиле.

В Австралии функционирует хорошо организованная сеть еврейских общинных учреждений, охватывающих большинство еврейского населения страны. Низкий уровень ассимиляции выражается в незначительном проценте смешанных браков по сравнению с большинством стран диаспоры. Так, по переписи 2001 г., число смешанных браков несколько выросло по сравнению с предыдущими годами и составило 22% от общего числа браков, заключенных евреями. Большой процент этих браков заключают евреи, выехавшие из Советского Союза или государств, образованных после его распада. Хотя еврейское население Австралии старше, чем в целом жители страны (в 2003 г. 28,5% евреев составляли люди 60 лет и старше, а в целом в Австралии число таких людей составляло 21,4%), тем не менее состав еврейской общины страны моложе по возрасту, чем в большинстве еврейских общин Западной Европы и Северной Америки. Однако еврейских общинных лидеров волнует стремление многих евреев вступать в брак в более позднем возрасте и иметь одного ребенка или не иметь детей вообще. 94% евреев страны живут в трех городах: 45 тыс. в Мельбурне, сорок тысяч в Сиднее и около десяти тысяч в Перте.

На африканском континенте существует одна еврейская община со значительным населением — в Южно-Африканской Республике. Но после падения режима апартеида и установления в ЮАР демократии многие белые жители, в том числе и евреи, эмигрируют из страны. Так, если в 1980 г. в ЮАР проживали 117 900 евреев, то в 2001 г., согласно переписи населения, еврейское население составляло 72 тыс. человек. Большинство южноафриканских евреев уезжает в Австралию, в подавляющем большинстве в Перт (40% всех эмигрантов). Многие едут в США (20%), Израиль (15%), Канаду (10%), Великобританию (10%). Но ЮАР является не только страной, из которой уезжают евреи, некоторое число евреев иммигрирует в ЮАР. Так, после провозглашения в 1980 г. независимости Зимбабве большинство евреев этой страны уехало в ЮАР. Привлеченные высоким уровнем жизни белого меньшинства, в ЮАР иммигрировали восемь–десять тысяч человек из Израиля и из ряда европейских стран. Но в большинстве страну покидают образованные люди 25–45 лет, что приводит к старению общины. Евреи в ЮАР проживают в основном в двух городах — 52 тыс. (59% всего еврейского населения) в Йоханнесбурге, 17 тыс. (17%) в Кейптауне. Еврейская община создала прекрасную сеть просветительных, культурных и благотворительных учреждений. Община отличается низким уровнем ассимиляции. Так, процент смешанных браков крайне незначителен (четыре–семь).

В ряде африканских стран остались небольшие еврейские общины, в которых население стремительно сокращается. Так, еврейская община Марокко в 2004 г. насчитывает около четырех тысяч человек, она быстро стареет, так как молодежь уезжает из страны получать образование и, как правило, не возвращается обратно. Маленькие общины имеются в Тунисе (полторы тысячи евреев), Зимбабве (пятьсот), Кении (четыреста), Йемене (двести) и в ряде других стран.

На азиатском континенте, помимо Израиля, еврейские общины функционируют в Иране и Индии. В 1979 г., накануне исламской революции, в Иране проживало примерно 70 тыс. евреев. В 2004 г. в стране оставалось около 11 тыс. евреев. С установлением религиозного режима преследования евреев привели к массовому бегству евреев из страны в Израиль, США и другие страны. Небольшая еврейская община Индии постоянно сокращается. В 1980 г. она насчитывала около восьми тысяч человек, в 2004 г. — 5200.

Одним из главных явлений, способствующих резкому замедлению процессов ассимиляции и возвращению евреев к своим корням, стал всплеск антисемитизма в конце 1990-х – начале 2000-х гг. во всем мире, но особенно в Западной Европе. В современном антисемитизме объединяются ультралевые и ультраправые круги, и большую роль играют исламские фундаменталисты. В «новом» антисемитизме важную роль играет отрицание права Израиля на существование, поскольку он имеет «расистский, колониальный характер» и «уничтожает палестинский народ»; вообще отрицается право еврейского народа на возможность жить в суверенном государстве; отрицается Катастрофа; утверждается, что «израильтяне — нацисты», «Шарон — Гитлер» и т. п., что дает возможность оправдать самые дикие насильственные формы выражения ненависти к евреям.

В последнее десятилетие в Европе и на Американском континенте резко выросло число антиеврейских инцидентов: избиения, нападения на евреев в синагогах, в университетских кампусах, демонстрации с антиеврейскими и антиизраильскими лозунгами, нападения на различные еврейские общинные учреждения, осквернение кладбищ, антиеврейские граффити, террористические акты, направленные против евреев, оскорбления в общественном транспорте, на городских улицах. Так, в США в 1980 г. было зарегистрировано 489 инцидентов на антисемитской почве, в 2002 г. число таких случаев выросло до 1559. 82% взрослого еврейского населения США ощущают угрозу антисемитизма. В Канаде с 1996 г. по 2002 г. на 88% выросло число антисемитских инцидентов. Во Франции число антиеврейских выступлений выросло с нескольких случаев в год в 1990 г. до 102 в 2003 г., 298 – в январе-июле 2004 г. В Великобритании наибольшее количество проявлений антисемитизма было зарегистрировано в 2000 г. (после начала интифады ал-Акса); в 2001 г. в стране произошло 310 инцидентов; в 2003 г. — 375. С начала 2000-х гг. происходит стремительный рост антисемитских настроений в России и на Украине. В России рост антисемитских настроений усилился после прихода к власти в 2000 г. президента В. Путина, проводившего националистическую политику, хотя сам президент, члены правительства, представители президентской администрации неоднократно осуждали проявления антисемитизма. Усилению антисемитизма способствовала борьба российских властей с олигархами, причем основными жертвами являются коммерсанты еврейского происхождения: Б. Березовский (1946–2013), В. Гусинский, М. Ходорковский (родился в 1963 г.), Л. Невзлин. Антисемитизму способствуют демогра­фи­че­ские изменения в России — резкий рост численности мусульманского населения; тяжелое экономическое положение большинства населения страны при наличии в экономической элите высокого процента евреев. Согласно опросам общественного мнения, проведенным в России, 42% российских граждан считают необходимым «ограничить влияние евреев в правительстве, политике, бизнесе, юриспруденции, системе просвещения, шоу-бизнесе». 28% считают, что нужно восстановить черту оседлости или, точнее, «ограничить район проживания евреев на территории Российской Федерации». С начала 2000-х гг. происходит рост антисемитских инцидентов, многие из них с применением насилия. Другой особенностью антисемитизма в России и на Украине являются резкие антисемитские заявления известных общественных и политических деятелей, депутатов парламента. В так называемом «Письме 500», подписанном более чем 500 общественными и политическими деятелями, стоят подписи 19 депутатов Государственной думы. В письме выдвигается требование «возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских».

В середине 1990-х гг. ряд партий и движений националистической ориентации — Державная самостийность Украины, Организация украинских националистов и другие — проповедовали юдофобские идеи. Но это были небольшие движения, не пользующиеся широкой общественной поддержкой. Желание украинских политиков различных ориентаций, чтобы Украина была принята в Европейский союз, НАТО, МВФ, а также стремление показать всему миру, что страна отличается от России, где антиеврейские высказывания звучат в парламенте и антисемитизм усилился, заставили украинскую политическую элиту всячески избегать антиеврейских действий и высказываний. Но резкое обострение политической борьбы на Украине в 2002–2004 гг., тяжелое экономическое положение привели к усилению национализма и ксенофобии. Намного выросло число антисемитских инцидентов, которые сопровождались применением насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов. Грубые антисемитские выпады позволял себе ряд парламентских деятелей, например, представители блока «Наша Украина», некоторые периодические издания. Межрегиональная академия управления персоналом превратилась в крупнейший антисемитский центр Украины.

В антисемитскую демонстрацию превратилась проводимая под эгидой Организации Объединенных Наций Всемирная конференция против расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, состоявшаяся в Дурбане (ЮАР) 31 августа – 8 сентября 2001 г.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в большинстве общин диаспоры четко прослеживается тенденция замедления ассимиляционных процессов. Так, все большее число детей получает образование в еврейских школах. Основной причиной этого явления является рост антисемитизма в странах Европы и Америки, что часто приводит к угрозе физической расправы над еврейскими детьми со стороны их сверстников. Развитию еврейского образования способствует также ухудшение качества обучения в государственных школах в большинстве стран мира при наличии высокого уровня обучения в еврейских школах; развитие систем ортодоксальных и ультраортодоксальных школ; желание родителей, чтобы дети имели еврейских друзей и не вступали в смешанные браки. В США в еврейских средних дневных школах в 1978/79 учебном году обучалось 90 тыс. детей и подростков, в 2001 г. в еврейских средних дневных школах обучалось 212 тыс. детей (29% всех еврейских детей школьного возраста). В 2001 г. в США насчитывалось 810 еврейских средних дневных школ. В Канаде в 2001 г. в 103 еврейских средних школах обучалось 55 тыс. детей (38%). По сравнению с 1980-ми гг. происходило быстрое совершенствование и развитие еврейских учебных заведений в Латинской Америке. Так, в начале 1980-х гг. в Аргентине 36% детей учились в средних еврейских школах, в 2003 г. — 60%; в Венесуэле — 75%, в Бразилии — 71%, в Мексике — 85%, в Панаме — 98%.

Во Франции в 1985 г. пятнадцать тысяч еврейских детей учились в средних еврейских школах, в 2002 г. — тридцать тысяч (30%). В Великобритании в 2003 г. 22 620 еврейских детей школьного возраста (55%) получали образование в 32 государственных еврейских школах и 29 ортодоксальных. В Советском Союзе до конца 1980-х гг., до развития процессов перестройки не было ни одной еврейской школы, но в 2003 г. в государствах, образовавшихся после его распада, насчитывалось 44 дневных еврейских школы, которые посещали двенадцать тысяч учащихся.

В Австралии и ЮАР функционирует хорошо налаженная система еврейского образования. В начале 1990-х гг. 50% детей из еврейских семей Австралии посещали средние еврейские школы, в 2002 г. процент вырос до 60% (десять тысяч); в ЮАР в 2003 г. 80% детей из еврейских семей (шесть тысяч человек) посещали еврейские школы.

В последние десятилетия резко повысился образовательный уровень евреев Северной Америки, Западной Европы, Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада, укрепился их профессиональный статус, увеличилось участие в общественной, политической и культурной жизни в странах их проживания. Так, в начале 2000-х гг. 24% взрослого еврейского населения страны имели различные академические степени, в целом по стране — 5%.

60% всех работающих американских евреев занимают средние и высшие командные должности в различных отраслях хозяйства США (среди всего работающего населения такая прослойка составляет только 46%). В начале 2000-х гг. доходы средней еврейской семьи превышали средние доходы в США. Так, годовой доход еврейской семьи в среднем составлял 54 тыс. долларов, а в целом по стране — 42 тыс.. Составляя 1,8% населения США, 31% американских евреев относится к наиболее преуспевающим слоям населения. Только 5% еврейских семей живет ниже черты бедности, в то время как во всем населении США таких семей 11%.

Американские евреи занимают ведущие позиции в научной и культурной жизни страны. Так, в 2003 г. 40% американских профессоров составляли евреи. Около 30% американских лауреатов Нобелевской премии являются евреями. Такие же ведущие позиции занимают евреи США в политической, общественной жизни страны, в правительственных учреждениях, в судебной системе. В 1984–86 гг. в сенате США было восемь евреев (из ста сенаторов), в палате представителей 30 членов (из 435) были евреями; в 2005–2006 гг. десять сенаторов и 27 членов палаты представителей были евреями, из девяти членов Верховного суда США двое были евреями. Такие же ведущие позиции в общественной, экономической и культурной жизни страны занимают евреи Канады. Так, среди пятидесяти самых богатых семей Канады насчитывается семь еврейских.

В Западной Европе, за исключением Германии (из-за массовой иммиграции евреев из бывшего Советского Союза), большинство евреев принадлежит к среднему классу. Так, в начале 2000-х гг. 17,6% работающего еврейского населения Франции составляли менеджеры и руководители производства, 13,8% — владельцы разных частных предприятий и компаний, 15% — представители свободных профессий. Только 1,8% среди работающих евреев составляют рабочие. Но рост безработицы конца 1990-х – начала 2000-х гг. ухудшил положение всего населения Франции, в том числе и евреев. Так, в 2002 г. около 25 тыс. еврейских семей во Франции получали социальные пособия. В Великобритании евреи также преимущественно принадлежат к среднему классу. 31% работающего еврейского населения является менеджерами и руководителями производства; 36% евреев имели высшее образование в 2004 г., всего в Англии 20% взрослого населения имеет высшее образование.

В Германии евреи, жившие в стране до начала массовой иммиграции туда выходцев из Советского Союза и государств, образовавшихся после его распада, принадлежат к верхушке среднего класса. Однако 60–70% новых иммигрантов живет за счет различных программ социальной помощи.

В России после распада Советского Союза ряд евреев заняли ведущие позиции в экономической, хозяйственной жизни страны. В. Гусинский, Б. Березовский, М. Ходорковский, Л. Невзлин, А. Смоленский, М. Фридман, Р. Абрамович, соединив в своих руках экономическое могущество, владение средствами массовой информации, оказывая колоссальное воздействие на власть в стране, стали теми, кого в России называют олигархами. Многие евреи занимают ведущие посты в экономике, науке, культуре, политике. После прихода к власти в 2000 г. президента В. Путина влияние олигархов, в первую очередь еврейского происхождения, было сильно ограничено. В то же время многие евреи в России и на Украине, особенно люди пожилого возраста, живут ниже черты бедности.

В Австралии евреи широко представлены в экономике, финансах, науке, культуре, политической жизни. 34% евреев имеют высшее образование, 51% работает менеджерами или на руководящих постах. Среди богатых семей Австралии — треть еврейских, а из десяти самых богатых — четыре еврейские семьи.

В 1980-х гг. и до ликвидации режима апартеида и прихода к власти правительства черного большинства в ЮАР евреи занимали ведущие позиции в экономической жизни страны. Но общее ухудшение экономической ситуации в ЮАР и падение режима апартеида способствовали эмиграции еврейского населения. Но некоторая экономическая стабилизация в начале 2000-х гг. замедлила темпы эмиграции. Ряд богатейших еврейских семей продолжает занимать ведущие позиции в экономической жизни страны, но многие представители среднего класса и в особенности молодежь покидают ЮАР.

Евреи Латинской Америки в подавляющем большинстве принадлежали к среднему и высшему классу. Положение изменилось в результате социально-экономического кризиса конца 1990-х – начала 2000-х гг., особенно глубокого в Аргентине и Уругвае, вызвавшего массовое разорение представителей среднего класса, владельцев промышленных и торговых предприятий, не выдержавших конкуренции с международными монополиями. Так, в Аргентине в середине 1980-х гг. 75% аргентинских евреев принадлежали к среднему классу. В результате кризиса в 2003 г. 25% евреев стали относиться к беднейшей части населения страны. Более двадцати тысяч евреев Буэнос-Айреса получали социальную помощь. Во время кризиса более 1,7 тыс. аргентинских еврейских семей потеряли свое жилье. В Латинской Америке в начале 2000-х гг. появилось понятие «новый бедный еврей». Кризис сильно ощущался в тесно связанном с Аргентиной Уругвае. Так, если в 1995–96 гг. 1% еврейского самодеятельного населения составляли безработные, то в начале 2000-х гг. процент поднялся до 8%. Бразилия была меньше затронута экономическим кризисом, но в 2003 г. 1,3 тыс. евреев Сан-Паулу получали социальную помощь. В середине 1990-х гг. 73% евреев Мексики принадлежали к верхушке среднего или к высшему классу, в то время как среди всего мексиканского населения таких насчитывалось только 7%. Только 5% евреев принадлежали к низшему классу, к которому относилось 63% всего населения. Кризис незначительно ухудшил положение евреев Мексики. Так, в 2002 г. лишь 5% мексиканских евреев получали экономическую помощь от общинных организаций.

По структуре и характеру диаспора наших дней отличается от диаспоры не только довоенного времени, но и от той, которая существовала после Катастрофы, к моменту окончания войны. Ныне еврейская диаспора вместо четырех центров имеет три: США, Латинская Америка и Западная Европа (включая Великобританию). Воссоздание Государства Израиль не привело к ликвидации диаспоры, но его роль в еврейском мире, в национальном самосознании стремительно возрастает. Меняется соотношение между евреями, живущими в Израиле и диаспоре. По-видимому, в ближайшем будущем более половины еврейского народа будет жить в Израиле.

См. Израиль.
См. Израиль — народ в диаспоре.

 ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Общие сведения
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Израиль — народ в диаспоре. Новейшее время (1880 г. – середина 1980-х гг.) Израильская академия наук следующая статья по алфавиту