главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
Сионистское движение в отдельных странах. Азия, Африка, Австралия и Океания. Электронная еврейская энциклопедия

Сионистское движение в отдельных странах. Азия, Африка, Австралия и Океания

КЕЭ, том 7, кол. 978–987
Опубликовано: 1994
Обновлено: 22.09.2004

СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ. АЗИЯ, АФРИКА, АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ.


АЗИЯ И СЕВЕРНАЯ АФРИКА

Арабские государства. В населенных преимущественно арабами странах Северной Африки сионистское движение зародилось сравнительно рано. Уже в 1897 г. в Марокко (в то время — независимом султанате), Алжире (входившем в состав Франции), Тунисе (французском протекторате) и Египте (провинции Османской империи, фактически находившейся под контролем Великобритании) возникли сионистские кружки; в работе 1-го Сионистского конгресса участвовал представитель Алжира. Наиболее крупными и активными были сионистские организации Египта: общество Бар-Кохба, основанное в апреле 1897 г. И. М. Барухом, насчитывало к 1901 г. около 300 сторонников и имело отделения в Каире, Александрии и Порт-Саиде; члены общества создали в Каире школу Бет-Сефер Циони. С 1905 г. в Каире действовали также группа Ахават Цион и молодежная ассоциация Бней Цион, созданные недавними эмигрантами из Восточной Европы; с 1912 г. начала выходить сионистская газета «Ла Ренессанс жюив». В конце 1914 г. египетские сионисты оказали значительную помощь евреям, изгнанным турецкими властями из Эрец-Исраэль. В 1915 г. в стране был сформирован Сионский корпус погонщиков (в составе британской армии), в 1918 г. — находился на лагерных учениях Еврейский легион. В Марокко к началу Первой мировой войны сионистские группы существовали в четырех городах; старейшая и самая крупная из них действовала в городе Могадор. Несмотря на политические пертурбации, завершившиеся в 1912 г. установлением над Марокко французского и испанского протектората, число участников движения стабильно росло. Постепенно укрепляли свои позиции сионистские организации Алжира и Туниса, входившие в Сионистскую федерацию Франции. В Ливии первое сионистское общество возникло лишь в 1916 г., после перехода страны под власть Италии. На Ближнем Востоке (до 1918 г. находившемся под властью Османской империи) сионистская деятельность была запрещена. В Сирии и Ливане с 1910 г. работали еврейские школы, в которых учителя, приезжавшие из Эрец-Исраэль (среди них Д. Елин, см. Елин, семья; позднее — И. Бурла), преподавали иврит, историю еврейского народа и теоретические основы сионизма.

Сионистское движение в арабских странах достигло своего пика после публикации Декларации Бальфура и передачи Великобритании мандата на Палестину. В Египте в 1921 г. насчитывалось девять сионистских обществ (из них пять — в Каире); число их членов (плативших шекель) составляло две тыс. человек. В последующие годы в стране появились секции ВИЦО, Мизрахи, Бетара. Регулярно проводились кампании по сбору пожертвований в Еврейский национальный фонд и Керен ха-иесод (с 1929 г. эту работу координировал специальный комитет); выходили сионистские еженедельники «Израэль» и «Ла ревю сионист». При участии сионистов в Каире был открыт еврейский культурный центр Бет ха-‘Ам. В девяти городах Марокко, вопреки запрету на формирование «политических организаций», введенному властями протектората, в 1922 г. действовали 15 сионистских объединений, в том числе Союз еврейской молодежи, секции Сионистской федерации Франции и ВИЦО. Идеи сионизма пропагандировали газета «Ла либерте», «Эль эко исраэлита», «Л’авенир иллюстре». В Алжире в 1920-х гг. имелись два сионистских общества; в следующем десятилетии были созданы отделение Мизрахи и женская молодежная группа. Сионистская федерация Туниса, образовавшаяся в 1920 г., объединяла свыше 1300 человек; всего в стране после Первой мировой войны существовало 14 сионистских обществ, игравших в ряде общин ведущую роль. В конце 1920-х гг. был учрежден Совет сионистских федераций с отделениями в шести городах. В Тунисе действовали также секции ВИЦО и Бетара, комиссия Еврейского национального фонда; под эгидой Союза еврейской молодежи, стоявшего на сионистских позициях, организовывались курсы иврита. Выходившая в городе Сфакс сионистская газета «Ревей жюиф» распространялась не только в Тунисе, но и во Франции, Алжире, Марокко. Ливийские сионисты, образовавшие в 1923 г. Сионистскую федерацию Триполитании, выпускали в 1920–24 гг. газету «Дегел Цион»; их представители входили в совет еврейской общины Триполи. С 1931 г. в стране активно действовала ассоциация Бен-Иехуда, в ведении которой находилась созданная в Триполи средняя школа с преподаванием на иврите. В 1919 г. было положено начало сионистскому движению в Ираке: в Багдаде возник Месопотамский сионистский комитет, в сферу деятельности которого входил также Курдистан (см. Курдские евреи). К 1925 г. местные отделения комитета объединяли около тысячи человек; при нем работали молодежный клуб и — с 1923 г. — комитет Еврейского национального фонда, которому удалось до 1940 г. собрать 130 тыс. фунтов стерлингов (на эти деньги, в частности, в Эрец-Исраэль было основано сельскохозяйственное поселение Кфар-Иехезкель). В Сирии и Ливане, где сионизм по-прежнему находился под запретом, в 1920-х гг. нелегально действовали молодежные организации Лев эхад и Ха-Цви, с 1928 г. — группы Хе-Халуца. Масштабы алии из арабских государств в межвоенный период существенно увеличились.

В 1930-х гг. сионистское движение в арабских странах начало испытывать все большие трудности, вызванные обострением отношений между евреями и арабами в Эрец-Исраэль, а позднее — усилением позиций нацистской Германии и ее союзников в регионе. Уже в 1929 г. сионистская деятельность была запрещена в Ираке; после провозглашения независимости страны (1932) новые власти подтвердили этот запрет. Молодые иракские сионисты создали под руководством эмиссаров, прибывших из Эрец-Исраэль, тайное общество Тну‘ат хе-халуц ха-бавлит, имевшее 16 отделений по всей стране; число его членов достигало двух тыс. человек. Во второй половине 1930-х гг. резко усилились антисионистские настроения в Египте; в 1937–38 гг. антисионистские выступления в этой стране неоднократно перерастали в погромы. Такие же настроения стали одной из главных причин погрома, разразившегося в 1934 г. в алжирском городе Константина. В 1939 г., после введения в Италии антиеврейского законодательства, были распущены сионистские организации в Ливии. В 1940 г., когда Марокко, Алжир и Тунис оказались под контролем пронацистской администрации Виши, сионистская работа в этих странах приостановилась; в 1942–43 гг., после освобождения Северной Африки союзными войсками, она была повсеместно возобновлена. В 1940-х гг. в связи с учащением нападений на евреев в некоторых арабских странах (например, в Ираке в 1941 г. во время антибританского выступления во главе с Рашидом Али ал-Гайлани и в Ливии в 1941 г. и 1945 г.) сионисты сформировали организации самообороны (Ха-Шура в Ираке, Ха-Маген и Лави в Северной Африке). После создания Государства Израиль сионистские объединения Египта фактически оказались вне закона, хотя соответствующий акт был принят лишь в ноябре 1956 г. (еще в 1951 г., в преддверии 23-го Сионистского конгресса, в Египте проводился тайный сбор шекелей). Подпольные и полуподпольные сионистские группы приняли в конце 1940-х — начале 1950-х гг. деятельное участие в организации массового исхода евреев из Ирака, Сирии, Египта; после его завершения сионистское движение в этих странах окончательно прекратилось, но, несмотря на это, в 1950–60-х гг. обвинение в причастности к нему служило здесь стандартным поводом для судебных и внесудебных расправ с евреями.

В Ливии и Тунисе сионистские организации были ликвидированы вскоре после получения этими странами независимости (соответственно, в 1951 г. и 1956 г.), в Марокко — запрещены в 1959 г. С конца 1940-х до начала 1970-х гг. в Израиль переселились почти все евреи Ливии, большинство евреев Марокко и значительная часть евреев Туниса. В Алжире сионизм находился в начале 1950-х гг. на подъеме: Сионистская федерация, в которую входило несколько тысяч человек, имела отделения во многих городах страны; публиковалась сионистская газета «Л’Эко жюиф». Однако после начала антифранцузского восстания, поднятого Фронтом национального освобождения Алжира в 1954 г., условия деятельности сионистов резко ухудшились. В ноябре 1958 г. боевики Фронта похитили и убили двух представителей Еврейского агентства. Тем не менее Сионистская федерация продолжала работать до весны 1962 г., когда она осталась последней действующей еврейской ассоциацией страны, и была распущена только накануне провозглашения независимости Алжира (июль 1962 г.). Лишь незначительная часть евреев, покинувших Алжир в 1950–60-х гг., репатриировалась в Израиль.

Индия. В 1897 г. Т. Герцль пригласил представителей Бней-Исраэль — одной из крупнейших еврейских общин Индии — на 1-й Сионистский конгресс, однако его послание осталось без ответа. Лишь в 1920 г. в Бомбее, где проживает большинство евреев Индии, образовалась Сионистская ассоциация; в 1920–40-х гг. сионистские кружки появились также в Калькутте, Пуне, Ахмадабаде и Кочине. В 1933 г. в Бомбей впервые прибыл эмиссар Еврейского агентства; в 1935 г. в городе была основана молодежная ассоциация Ха-Боним, ячейки которой работали также в Калькутте и Кочине, в 1938 г. — секция ВИЦО. Сионистская ассоциация Бомбея выпускала газету «Джуиш эдвокейт», энергично противоборствовавшую в 1940-х гг. антисионистской пропаганде Всеиндийской мусульманской лиги. Создавались также курсы иврита и истории еврейского народа, формировались группы репатриантов для переселения в Эрец-Исраэль. Во второй половине 1940-х гг. в деревне близ Бомбея работала учебная ферма, на которой потенциальные олим знакомились с основами сельскохозяйственного труда. С 1949 г. началась массовая репатриация индийских евреев в Израиль, в ходе которой страну к концу 1950 г. покинули около десяти тысяч человек, а к концу 1970 г. — 19 671 человек.

В 1950 г. сионистские объединения Бомбея и ряда других городов страны учредили Всеиндийскую сионистскую федерацию, однако она просуществовала лишь несколько лет; в начале 1950-х гг. недолгое время действовала также Сионистская ассоциация Западной Индии. Ныне Сионистская ассоциация Бомбея — единственная в Индии; два ее представителя участвовали в работе 31-го Сионистского конгресса. В Бомбее находятся также комитет Объединенного еврейского призыва и дальневосточное бюро Еврейского агентства. Во второй половине 1980-х гг. из Индии в Израиль ежегодно переселялось 100–200 человек.

Иран. В 1919 г. в Тегеране был основан Центральный комитет сионистской организации в Персии (позднее — Сионистская организация Ирана). Его отделения вскоре открылись в 18 городах; перед 12-м Сионистским конгрессом в стране было собрано 3500 шекелей. В рамках комитета работало представительство Еврейского национального фонда. В конце 1920-х гг. правительство Ирана запретило сионистам проводить публичные мероприятия и выпускать газеты, однако в дальнейшем эти ограничения были сняты, а с восшествием на престол шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (1941) отношение руководства страны к сионизму стало благожелательным. В годы Второй мировой войны Сионистская организация Ирана оказывала помощь прибывавшим в страну еврейским беженцам. В 1942 г. в Тегеране возникла молодежная группа Бней Цион, в 1944 г. — секции движений Хе-Халуц, Хе-Халуц ха-дати и Бней-‘Акива. В 1950–70-х гг. иранские сионисты (главным образом молодые) вели широкую пропагандистскую работу, совместно с Еврейским агентством организовывали алию из страны (с 1948 г. до конца 1970-х гг. из Ирана в Израиль репатриировалось около 70 тыс. евреев). Во всех еврейских школах страны изучался иврит. После прихода к власти в Иране радикального мусульманского духовенства во главе с Р. Хомейни (начало 1979 г.) все сионистские организации были немедленно ликвидированы; власти вынудили руководителей еврейских общин страны подписать антисионистские и антиизраильские декларации (сравнительно небольшая Организация радикальных евреев-интеллектуалов добровольно присоединилась к этим заявлениям). В мае 1979 г. глава тегеранской общины был казнен по обвинению в сионистской деятельности. В Иране непрерывно ведется массированная антисионистская пропаганда; лидеры страны именуют «сионистами» многих своих противников, включая президента Ирака С. Хусейна. В 1980-х — начале 1990-х гг. свыше 20 тыс. иранских евреев переселились в Израиль.

Китай. Первая на территории Китая сионистская ассоциация была основана в 1903 г. в Шанхае по инициативе коммерсанта Н. Э. Б. Эзры (1880–1936; издавал первую в стране еврейскую газету «Израэл мессенджер»), который возглавлял ее на протяжении нескольких десятилетий. Позднее в городе открылось представительство Еврейского национального фонда. С конца 1910-х гг. центром сионистской деятельности в Китае стал Харбин, где с притоком большого числа еврейских беженцев из России возникли отделения почти всех сионистских партий, пользовавшихся, несмотря на отказ властей предоставить им официальный статус, значительным влиянием в общине: из 40 членов Еврейского совета города, избранного в 1920 г., 13 представляли общих сионистов, по трое — По‘алей Цион, Це‘ирей Цион и Мизрахи. Действовало молодежное движение Маккаби (до середины 1920-х гг.), выходила сионистская газета «Еврейская жизнь» (на русском языке). В 1920 г. из Шанхая в Харбин было переведено Дальневосточное палестинское бюро, выпускавшее с 1920 г. еженедельник «Сибирь — Палестина» (в 1926–43 гг. — «Еврейский вестник»). В декабре 1920 г. в Харбине состоялось Палестинское совещание с участием сионистских организаций Манчжурии, Тяньцзиня, Шанхая, Владивостока, Читы; в январе 1921 г. — съезд Дальневосточного районного бюро сионистской организации России. После запрещения сионистской деятельности в Советском Союзе (см. выше), Харбин стал основным русскоязычным очагом сионизма. В 1920–21 гг. сионистское общество было создано также в городе Тяньцзинь; до середины 1940-х гг. его бессменным руководителем был Л. Гершевич (1878–1950).

В конце 1920-х гг. в Харбине, Шанхае и Тяньцзине появились секции союза сионистов-ревизионистов и Бетара, ставшие вскоре доминирующим фактором в сионистском (особенно молодежном) движении Китая. В Харбине члены Бетара (вместе с участниками восстановленного в 1939 г. движения Маккаби) успешно срывали антиеврейские провокации профашистских групп русских эмигрантов, в Шанхае молодые ревизионисты организовали в 1932 г. еврейскую роту Волонтер, корпуса по защите международного сеттльмента. В Харбине в 1932–42 гг. публиковался ревизионистский журнал «Гадегел» (на русском языке).

С оккупацией японскими войсками Харбина, а затем Тяньцзиня и Шанхая сионистские организации этих городов оказались на полулегальном положении, однако их члены не подвергались преследованиям. В августе 1945 г., после того, как Красная армия заняла Харбин, работавшие з десь сионистские объединения были вскоре ликвидированы, а их руководители отправлены в исправительно-трудовые лагеря. Центром сионизма в Китае на короткое время вновь стал Шанхай, где в 1945 г. действовали три организации общих сионистов, отделения ВИЦО, Объединенного союза сионистов-ревизионистов, По‘алей Цион, Мизрахи, ряда халуцианских движений. С установлением власти коммунистов на всей территории страны (1949) и выездом почти всех живших в ней евреев в Израиль и другие страны (только с мая 1948 г. по декабрь 1951 г. из Китая в Израиль репатриировалось 2167 человек) сионистская деятельность прекратилась и в Шанхае (до середины 1950-х гг. в городе оставалось представительство Еврейского национального фонда).

Сионистские организации существуют ныне или существовали в прошлом также в Гонконге, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Турции и на Филиппинах

ЮЖНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА

Северная и Южная Родезия. Замбия. Зимбабве. Первое сионистское общество на территории британской колонии Южная Родезия было основано в сентябре 1898 г. в городе Булавайо выходцами из Великобритании и стран Восточной Европы. К 1901 г. из 200 евреев, живших в Булавайо, 170 были членами этого общества. В 1899 г. оно стало секцией британского движения Ховевей Цион, а в 1902 г. присоединилось к Южноафриканской сионистской федерации (см. ниже). Позднее в нее влились также сионистские группы, возникшие в начале 20 в. в Солсбери (ныне Хараре) и во всех других городах Северной и Южной Родезии, где были еврейские общины. В 1943 г. родезийские сионисты провели свою первую конференцию, на которой учредили Сионистский совет, получивший в Южноафриканской сионистской федерации статус провинциальной ассоциации.

С апреля 1958 г. совет выпускал ежемесячник «Сентрал эфрикан зайонист ревью»; при непосредственном участии сионистов в Солсбери и Булавайо были открыты еврейские школы. В мае 1964 г. Сионистский совет Родезии конституировался в самостоятельную Центральноафриканскую сионистскую организацию, в которую на правах коллективных членов вошли территориальные объединения, Женский и Молодежный сионистские советы (последний представлял секции Бней-‘Акива, Бетара и Ха-Боним). В связи с провозглашением на территории Северной Родезии независимой республики Замбия (октябрь 1964 г.) здесь был создан региональный совет Центральноафриканской сионистской организации, а затем — Сионистского совет Замбии. В результате быстрого уменьшения численности еврейского населения этой страны сионистское движение в Замбии к середине 1970-х гг. сошло на нет. В Южной Родезии, которую накануне и после провозглашения на ее территории независимого государства Зимбабве покинули 85% живших в ней евреев (часть из них переселилась в Израиль), сионистские ассоциации (общие, женские и молодежные) сохранились к концу 1980-х гг. в Хараре и Булавайо; объединяющая их Центральноафриканская сионистская федерация тесно сотрудничала с главным представительным органом еврейской общины страны — Советом депутатов. Несмотря на то, что руководство Зимбабве в 1980-х гг. занимало на международной арене антиизраильскую и антисионистскую позицию, в самой стране деятельность сионистов никак не ограничивалась.

Южно-Африканская республика. Несмотря на удаленность Южной Африки (где во второй половине 19 в. располагались британские колонии, а также независимые государства Трансвааль и Оранжевая республика, созданные бурами — потомками европейских переселенцев 17–18 вв., главным образом выходцев из Нидерландов) от основных центров еврейского национального движения, оно начало развиваться на субконтиненте сравнительно рано: уже в 1880–90-х гг. эмигранты, прибывавшие сюда из Восточной Европы, образовали несколько кружков Ховевей Цион. Вскоре после 1-го Сионистского конгресса группы последователей Т. Герцля возникли в Кейптауне (ноябрь 1897 г.; просуществовала лишь несколько месяцев) и Йоханнесбурге (1898). В сентябре 1899 г. в Кейптауне была создана ассоциация Доршей Цион, число членов которой к началу 1900 г. достигло 200 человек (на 4-м Сионистском конгрессе их представляли три делегата), к началу 1902 г. — 620 человек. К концу 1899 г. в Южной Африке насчитывалось 12 сионистских организаций, объединявших около пяти тыс. человек. В 1899 г. в Претории было основано первое на субконтиненте женское сионистское общество, в 1900 г. в Кейптауне начала действовать сравнительно крупная женская ассоциация Бнот Цион. В декабре 1898 г. по инициативе представителей сионистских групп Трансвааля в Йоханнесбурге была учреждена Южноафриканская сионистская федерация; осенью 1899 г., в связи с началом англо-бурской войны, местом пребывания ее руководящих органов стал Кейптаун. К началу 20 в. в федерацию вошли все без исключения сионистские объединения Южной Африки, а позднее — и Родезии (см. выше). В 1905 г. состоялась 1-я южноафриканская сионистская конференция, в 1908 г. начал выходить официальный орган Сионистской федерации — ежемесячник «Зайонист рекорд», который вскоре стал одним из крупнейших еврейских периодических изданий Южной Африки (позднее был преобразован в еженедельник «Зайонист рекорд энд эфрикан джуиш кроникл»).

Вскоре после англо-бурской войны (в результате которой вся территория современной Южно-Африканской республики оказалась под контролем Великобритании) власти признали Сионистскую федерацию главным представительным органом еврейства страны, однако впоследствии эти функции были переданы вновь сформированному Совету еврейских депутатов. Руководители федерации сначала возражали против создания Совета и бойкотировали его, но в 1911 г. отношения между двумя организациями были урегулированы, что положило начало их тесному сотрудничеству, продолжающемуся по сей день. В апреле 1916 г. Сионистская федерация и Совет еврейских депутатов созвали в Йоханнесбурге 1-й конгресс южноафриканского еврейства, принявший, в частности, резолюцию о необходимости создания еврейского национального очага в Эрец-Исраэль.

С первых лет своего существования сионистское движение Южной Африки неизменно пользовалось поддержкой подавляющего большинства еврейского населения субконтинента, а также многих неевреев, в особенности буров; (Я. Х. Смэтс [Сматс], один из лидеров последних, занимавший в 1919–24 гг. и 1939–48 гг. пост премьер-министра Южно-Африканского Союза, участвовал в подготовке Декларации Бальфура, а после издания Белой книги лорда Пасфилда /см. выше/ направил британскому правительству телеграмму протеста). Число членов и масштабы деятельности Южноафриканской сионистской федерации постоянно возрастали: если в 1914 г. она объединяла 130 различных организаций, то в 1921 г. — 177, в 1930 г. — около 200, а в 1949 г. — не менее 350 организаций, действовавших на территории Южно-Африканского Союза, Юго-Западной Африки (ныне Намибия), Родезии, Кении и Бельгийского Конго (см. Заир). В 1929 г. в Южной Африке насчитывалось 13 500 активных участников сионистского движения (плативших шекель), что составляло почти 17% всего еврейского населения страны. В 1926 г. Южная Африка вышла на второе место в мире (после США) по общей сумме ежегодных сборов в Керен ха-иесод и на первое — по величине пожертвований, приходившихся на каждого члена еврейской общины страны (в конце 1920-х гг. — 1,16 фунта стерлингов в год). Начиная с 1922 г., южноафриканские сионисты основали ряд частных компаний (Биньян мортгэйдж компани и другие), внесших весомый вклад в строительство хозяйственной инфраструктуры еврейского государства и во многом способствовавших установлению прочных торгово-экономических связей между Израилем и Южной Африкой.

В межвоенный период в Южно-Африканском Союзе появились отделения ряда сионистских партий — Мизрахи (1919), По‘алей Цион (1920; в 1939–48 гг. ее лидером был Л. А. Пинкус), союза сионистов-ревизионистов (1929). Все они с момента своего основания входили в Южноафриканскую сионистскую федерацию. Общие сионисты, преобладавшие в ней до начала 1930-х гг., образовали Ассоциацию южноафриканских сионистов и Объединенную партию общих сионистов, слившиеся в 1950-х гг. в Объединенную сионистскую ассоциацию. Активно действовали женские сионистские организации, учредившие в 1928 г. собственный комитет Керен ха-иесод, а в 1932 г. — Южноафриканский женский сионистский совет, присоединившийся позднее к ВИЦО. В 1920 г. в стране существовали 33 молодежные сионистские ассоциации, работу которых координировал уполномоченный, назначавшийся руководством Сионистской федерации. В 1931 г. возникли секции молодежного движения Ха-Боним, позднее — Бетара, Бней-‘Акива, Ха-Шомер ха-ца‘ир. Все они вошли в Южноафриканский молодежный сионистский совет, основанный в 1932 г. Под его эгидой было создано несколько учебных ферм, а в середине 1930-х гг. — сформированы и переправлены в Эрец-Исраэль первые группы халуцим (всего до 1948 г. из Южной Африки в Эрец-Исраэль репатриировались около 200 евреев). В 1930-х гг. в стране начала действовать спортивная организация Маккаби, которой удалось вовлечь в сионистское движение многих новых участников. По инициативе сионистских ассоциаций в Южной Африке открылось значительное число еврейских учебных заведений, где преподавание велось на иврите.

В годы Второй мировой войны южноафриканские сионисты оказали значительную помощь еврейским беженцам из Европы, в особенности «нелегальным» иммигрантам в Эрец-Исраэль, высланным британскими мандатными властями Палестины на Маврикий. В 1943 г. Сионистская федерация провела среди евреев страны референдум, в ходе которого 37 тыс. человек поддержали предложения о формировании еврейской армии, снятии ограничений на еврейскую иммиграцию в Эрец-Исраэль и создании еврейского государства. Около трех тысяч южноафриканских евреев выразили готовность сражаться на стороне Израиля в Войне за независимость; 800 из них приняли участие в боевых действиях.

После создания Государства Израиль Южноафриканская сионистская федерация в целом сохранила свои позиции, оставшись одним из крупнейших и наиболее динамичных отрядов мирового сионистского движения; ее влияние на все аспекты еврейской жизни в стране, особенно на систему еврейского образования, стало преобладающим. В 1946 г. число членов федерации (плативших шекель) составило 43 605 человек (около 42% всего еврейского населения страны), в 1960 г. — 42 949 человек (37%), в 1964 г. — 39 408 человек (34%). Традиционные двухгодичные кампании по сбору пожертвований в Керен ха-иесод, проводившиеся с 1950 г. Объединенным израильским призывом, неизменно давали высокие, а в 1956 г. и 1967 г. — рекордные результаты. Многие сионистские организации Южной Африки осуществляли собственные проекты помощи еврейскому государству. Частные компании, созданные южноафриканскими сионистами, сыграли важную роль в экономическом развитии Израиля. В 1948–69 гг. около шести тыс. евреев репатриировались из Южной Африки в Израиль; 782 южноафриканских добровольца приняли участие в Шестидневной войне.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в Южноафриканскую сионистскую федерацию входили: Женский сионистский совет (в 1969 г. — около 17 тыс. членов, объединенных в 82 местных отделения); Молодежный сионистский совет (в 1969 г. — почти семь тыс. членов); ассоциация Маккаби (в 1969 г. — 6 500 членов); Медицинская сионистская ассоциация; Объединенная организация Мизрахи — Ха-По‘эл ха-мизрахи; Сионистская ревизионистская организация; Рабочее сионистское движение По‘алей Цион; Объединенная сионистская ассоциация (общие сионисты); ряд территориальных сионистских обществ и религиозных общин. В настоящее время федерация (ее штаб-квартира располагается в Сионистском центре, открытом в 1959 г. в Йоханнесбурге) по-прежнему охватывает все без исключения сионистские организации страны: в ее рамках также действуют Объединенный израильский призыв и представительство Еврейского национального фонда. В Южно-Африканской республике имеются общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме, Университета имени Бен-Гуриона в Негеве и еще ряд подобных объединений. Практически все еврейские ассоциации Южной Африки стоят на просионистских и произраильских позициях. Алия из страны сравнительно невелика (в 1986–87 гг. — 1250 человек, в 1988–89 гг. — 733 человек).

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Начало еврейскому национальному движению в этой стране (с 1 января 1901 г. — британский доминион Австралийский Союз) было положено в феврале 1900 г., когда в городе Перт образовалась сионистская группа (с 1913 г. — Сионистское общество Западной Австралии). Вскоре были основаны Сионистская лига Нового Южного Уэльса (Сидней, январь 1901 г.) и Сионистская лига Виктории (Мельбурн, март 1902 г.). В штате Квинсленд первое сионистское общество возникло в 1913 г., в Южной Австралии — в 1928 г. Некоторые из этих ассоциаций (например, Сионистская лига Виктории) первоначально входили в Сионистскую федерацию Великобритании (см. выше).

В 1907 г. австралийские сионисты начали сбор пожертвований в Еврейский национальный фонд, однако его официальные бюро открылись в главных городах штатов лишь в 1939 г. (с 1944 г. работу этих бюро координирует Еврейский национальный фонд Австралии). В 1911 г. представитель страны впервые участвовал в работе Сионистского конгресса. Первой женской сионистской организацией Австралии стал Национальный союз еврейских женщин, основанный в 1923 г.; в начале 1930-х гг. в Сиднее и Мельбурне появились также секции ВИЦО, а в 1937 г. была учреждена Австралийская федерация ВИЦО.

В 1927 г. сионистские организации Австралии образовали Сионистскую федерацию (с начала 1940-х до середины 1970-х гг. — Сионистская федерация Австралии и Новой Зеландии), президентом которой был избран раввин И. Броди (в 1948–65 гг. — главный раввин Британского содружества наций), почетным президентом — сэр Дж. Монаш. Число членов федерации было невелико, а в годы экономического кризиса конца 1920-х — начала 1930-х гг. сократилось настолько, что встал вопрос о ее роспуске. Весьма ограниченным было первоначально и воздействие идеологии сионизма на еврейскую общину Австралии, видные представители которой (например, сэр А. А. Айзекс) выступали против воссоздания еврейского национального очага и, в особенности, еврейского государства в Эрец-Исраэль. С другой стороны, некоторые влиятельные политические деятели нееврейского происхождения (в том числе премьер-министры Дж. Кертин и Р. Мензис, министр иностранных дел Г. Эватт, возглавлявший в 1947 г. Временный комитет Генеральной Ассамблеи ООН по Палестине) активно поддерживали сионизм; члены некоторых христианских сект Австралии даже участвовали в сборе пожертвований в сионистские фонды. В конце 1930-х – начале 1940-х гг. авторитет сионистского движения Австралии значительно вырос; сионисты вошли в состав Советов еврейских депутатов, созданных в каждом штате страны, и в учрежденный в 1944 г. Исполнительный совет австралийского еврейства, который в 1946 г. отверг взгляды А. А. Айзекса и его последователей, поддержав планы создания еврейского государства. В 1950–60-х гг. практически все еврейские общинные организации страны перешли под влиянием сионистов на произраильские позиции. К 1971 г. число официально зарегистрированных сторонников сионистского движения Австралии достигло 13 тыс. человек (почти 20% всего еврейского населения страны). С мая 1948 г. по март 1970 г. из Австралии в Израиль переселились 1116 человек (412 из них — в 1969 г.), в 1972 г. — 401 человек, в 1973 г. — 495 человек.

В настоящее время в Сионистскую федерацию Австралии входят сионистские советы Южного Уэльса, Виктории, Квинсленда, Западной и Южной Австралии, объединяющие, в свою очередь, все без исключения сионистские организации соответствующих штатов — отделения политических партий (Мизрахи, сионистов-ревизионистов), молодежных движений (Бетара, Бней-‘Акива, Ха-Боним—Дрор и другие; образуют также Молодежный сионистский совет Австралии) и женских ассоциаций (Национального союза еврейских женщин, ВИЦО, На‘амат), религиозные общины, землячества, общества «друзей Израиля». Под эгидой федерации и сионистских советов штатов работают комитеты Объединенного израильского призыва и Еврейского национального фонда, проводящие ежегодные кампании по сбору пожертвований. В ведении сионистских организаций находятся две еврейские школы — колледж имени Х. Н. Бялика и колледж «Явне» (оба — в Мельбурне). В 1974 г. Сионистская федерация создала (совместно с Исполнительным советом австралийского еврейства) Австралийско-израильский комитет по связям с прессой, призванный противостоять ведущейся в стране антисионистской и антиизраильской пропаганде. Благодаря усилиям сионистов австралийский парламент в октябре 1986 г. единогласно осудил резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму. Алия из Австралии незначительна (во второй половине 1980-х гг. — менее 100 человек в год).

Новая Зеландия. Первые в Новой Зеландии сионистские кружки возникли в 1903 г. в городах Окленд и Веллингтон, несколько позднее — в городе Данидин. После публикации Декларации Бальфура движение значительно усилилось. В 1921 г. образовалось Новозеландское женское сионистское общество, присоединившееся позднее к ВИЦО. В 1943 г. был сформирован Сионистский совет Новой Зеландии, формально входивший в Сионистскую федерацию Австралии и Новой Зеландии, но фактически действовавший самостоятельно и посылавший собственных делегатов на Сионистские конгрессы. С 1944 г. Совет начал выпускать газету «Нью Зиленд джуиш кроникл». В середине 1970-х гг. на его базе была создана Сионистская федерация Новой Зеландии, существующая и сейчас; в стране есть также отделения ВИЦО, молодежных движений Ха-Боним и Бней-‘Акива.

См. также Сионизм.

См. сионистское движение в отдельных странах.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Общие сведения
Версия для печати
 
* На новом сайте
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Сионистское движение в отдельных странах. Америка сионисты-ревизионисты следующая статья по алфавиту