 |
|
БИБЛИЯ. Пятикнижие. Электронная еврейская энциклопедия
Аарон ААРО́Н (אַהֲרֹן, Ахарон), согласно Библии брат и ближайший сподвижник Моисея, первый еврейский первосвященник, основатель единственного законного рода священнослужителей-кохенов. Аарон принадлежал к колену Леви. Библия отводит Аарону второстепенную роль по сравнению с Моисеем. Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней...
|
|
 |
Авраам АВРАА́М (אַבְרָהָם, Аврахам), по Библии, родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Авраам — потомок Эвера, правнука Сима, первого сына Ноя. Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие. Авраам, первоначальное имя которого было Аврам, родился в Уре халдейском...
|
|
 |
Агарь АГА́РЬ (הָגָר, Хагар), в Библии служанка Сарры, египтянка. История Агари изложена в двух эпизодах книги Бытие. В Быт. 16:1–16 говорится, что Сарра предложила Аврааму войти к ее служанке, чтобы иметь от нее детей. Когда Агарь зачала, она стала относиться пренебрежительно к своей госпоже. В ответ Сарра, с разрешения Авраама, стала притеснять Агарь, и та убежала от своей хозяйки...
|
|
 |
Адам АДА́М (אָדָם, буквально `человек`), первый человек и прародитель человеческого рода. Библейская критика различает два рассказа о создании человека. По первому варианту, прародители человечества — мужчина и женщина — созданы по образу и подобию Божьему в завершение шестидневного процесса сотворения Вселенной, и им дано господствовать над всей землей и всеми живыми существами...
|
|
 |
Азазел АЗАЗЕ́Л (עֲזָאזֵל), точное значение слова не установлено: оно обозначало либо местность, куда изгонялся «козел отпущения» в Иом-Киппур, либо сверхъестественную силу, которой этот козел предназначался (см. также Авода).
|
|
 |
акеда АКЕДА́ (עֲקֵדָה; `связывание`; полнее, акедат Ицхак, `связывание Исаака`), приношение Исаака в жертву Богу Авраамом. По библейскому рассказу об акеде, занимающему почти всю главу 22 книги Бытие, Бог повелел Аврааму, чтобы тот принес Ему «во всесожжение» своего любимого сына Исаака «в земле Мория», «на одной из гор». Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака, «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занес над ним нож, когда ангел Господень остановил его...
|
|
 |
Аккад АККА́Д (אַכָּד), согласно библейской «таблице народов», один из древнейших городов Сеннаара. В клинописных источниках название Аккад относится как к городу, так и к области на севере Вавилонии, которая впервые достигла расцвета, когда Аккад был столицей «аккадских» царей саргонского периода. Точное местоположение города неизвестно, но, по-видимому, он был расположен на древнем русле реки Евфрата недалеко от Вавилона...
|
|
 |
амалекитяне АМАЛЕКИТЯ́НЕ (עֲמָלֵק, амалек), племя кочевников, обитавшее в Негеве и враждовавшее с Израилем со времен скитания в пустыне вплоть до начального периода царства. Слово «амалек» стало именем нарицательным, служившим для обозначения злейших врагов еврейского народа. Амалекитяне были первыми врагами, с которыми Израиль столкнулся после перехода через Красное море...
|
|
 |
аморреи АМОРРЕ́И (אֱמֹרִי, эмори), название, обозначающее в Библии все население Ханаана или часть его до поселения в нем израильтян. Семитское происхождение этого названия подтверждается внебиблейскими источниками. В шумерских и аккадских текстах 23–16 вв. до н. э. шумерское слово MAR.TU и аккадское Amurru встречаются как географический термин, означающий «запад». В более поздних ассирийских текстах так именуются Сирия и Эрец-Исраэль...
|
|
 |
Арарат АРАРА́Т (Урарту), название страны и гор, упомянутых в Библии. В двух местах говорится, что сыновья Санхерива после убийства своего отца бежали в страну Арарат. Согласно Быт. 8:4, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. Некоторые отождествляют их с горой Масис, высочайшей вершиной в Армении. В арамейском и сирийском переводах библейского сказания о потопе в качестве места остановки ковчега указаны...
|
|
 |
Бытие БЫТИЕ́, первая книга первого раздела Библии — Пятикнижия. На иврите книга называется по первому открывающему ее слову בְּרֵאשִׁית. Некоторые средневековые рукописи употребляют также название «Сефер ришон» или «Сефер бриат ха-‘олам». Бытие является повествованием о периоде от сотворения мира до смерти Иосифа...
|
|
 |
Вавилонское столпотворение ВАВИЛО́НСКОЕ СТОЛПОТВОРЕ́НИЕ, смешение языков различных народностей мира и рассеяние человечества по всей земле в наказание за дерзновенную попытку соорудить башню, вершина которой должна была упираться в небеса. Рассказ о постройке башни и последовавшей каре содержится в книге Бытие. Согласно предшествовавшему библейскому повествованию, все человечество после потопа произошло от общего прародителя Ноя, и весь род человеческий вначале говорил на одном языке...
|
|
 |
Второзаконие ВТОРОЗАКО́НИЕ, пятая книга Торы. Слово «Второзаконие» происходит от греческого перевода библейского выражения מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה — Deuteronomion. В еврейской традиции Второзаконие обычно носит название Дварим. Название книги соответствует ее содержанию. Второзаконие наряду с новым материалом содержит некоторые законы и излагает некоторые события, уже известные по трем предыдущим книгам Торы. Книга дает ретроспективный обзор пути, пройденного израильтянами по пустыне в стремлении достигнуть Обетованной земли...
|
|
 |
Гоморра ГОМО́РРА (עֲמֹרָה), см. СОДОМ И ГОМОРРА
|
|
 |
десять колен Израилевых ДЕ́СЯТЬ КОЛЕ́Н ИЗРА́ИЛЕВЫХ (עֲשֶׂרֶת הַשְּׁבָטִים, асерет ха-шватим), см. КОЛЕНА ИСЧЕЗНУВШИЕ
|
|
 |
золотой телец ЗОЛОТО́Й ТЕЛЕ́Ц (עֵגֶל מַסֵּכָה, эгел массеха; עֵגֶל הַזָּהָב, эгел ха-захав), золотое изображение быка, сделанное Аароном по требованию народа у подножья горы Синай и ставшее объектом культа. Моисей, вернувшись с горы Синай, уничтожил золотого тельца и сурово наказал народ. Золотой телец как объект культа вновь появляется в еврейской истории после раскола царства Соломона...
|
|
 |
Исход книга ИСХО́Д КНИ́ГА (שְׁמוֹת, Шмот; буквально `имена`, по второму слову начального стиха), вторая из пяти книг Торы. В Талмуде встречается название Хомеш шени, а в средневековых источниках — Сефер иециат Мицраим. Принятое в традиции русского и других языков название книги Исход восходит к греческому эксодос — первому слову ее названия в Септуагинте — Исход сынов Израилевых из Египта. Книга Исход подразделяется на 40 глав и охватывает период от смерти Иосифа до воздвижения скинии на втором году после Исхода из Египта...
|
|
 |
казни египетские КА́ЗНИ ЕГИ́ПЕТСКИЕ (עֶשֶׂר מַכּוֹת, эсер маккот), десять наказаний, постигших Египет за отказ фараона отпустить порабощенный народ Израиля: кровь — дам, жабы — цефарде́а, мошкара — киним, песьи мухи или разные звери — аров, моровая язва — девер, чирья — шехин, град — барад, саранча — арбе, тьма — хо́шех, смерть первенцев — маккат бехорот...
|
|
 |
Каин КА́ИН (קַיִן), первенец Адама и Евы. Библия объясняет имя Каин как производное от глагола קנה — приобретать, получать, производить. Ева говорит: «Приобрела я человека от Господа». Однако подлинное значение имени: кузнец; среди потомков Каина числится Тувал-Каин, «ковач всякой меди и железа». Согласно библейскому рассказу, земледелец Каин и его брат, пастух Авель, совершили каждый приношение Богу, и Он принял дары Авеля и пренебрег жертвами Каина...
|
|
 |
козёл отпущения КОЗЁЛ ОТПУЩЕ́НИЯ, см. АЗАЗЕЛ
|
|
 |
|
|
|
 |